4:12 дп - Суббота Июнь 23, 2018

Стратегия Государственной национальной политики РФ: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современном этапе.

Автор | 21.03.2015
Вестник-Российской-нации-2015-Зорин

Владимир Зорин, Майя Аствацатурова

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

 РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ[1]

Аннотация: В статье анализируется ход реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. при выделении принципов, направлений,  а также практических форм и методов. Исследуется динамика межнациональных отношений на современном этапе, а также выделяется новационное содержание современного политико-управленческого воздействия на сферу межнациональных и межконфессиональных отношений.

Ключевые слова: государственная национальная политика РФ, межнациональные отношения, Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

Summary: The article analyzes the implementation of the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period until 2025 with highlighting the principles, directions and practical forms and methods. It explores the dynamics of interethnic relations at the present stage, and also features the innovative content of contemporary political and managerial impact in the sphere of interethnic and interfaith relations.

Key words: state national policy of the Russian Federation, international relations, the Council under the President on interethnic relations.

Наше Отечество – Российская Федерация – исторически сложилось как многонациональное и поликонфессиональное государство, для которого межэтнические отношения были актуальны во все периоды исторического развития. Порой национальный вопрос обостряется, актуализируется как в целом для страны, так и в отношении разных народов и этнических групп. Главная задача этнополитики на современном этапе – реализация проекта гражданской нации и обеспечение гражданского единства в условиях многообразия страны и этнокультурного развития общностей и регионов,

2014 г. для страны стал годом больших успехов и немалых испытаний. Олимпийские победы в Сочи, воссоединение Крыма и Севастополя и вместе с тем усилившееся политическое и экономическое давление со стороны Евросоюза, растущие санкции США и европейских стран в отношении России способствовали объединению и консолидации многонационального народа России. Политический кризис на Украине, затянувшаяся гражданская война на Юго-Востоке этой соседней страны являются веским основанием вновь осознать стратегию и тактику внутренней политики, осмыслить состояние межнационального мира и  уровень согласия в российском обществе, эффективность  национальной политики. Ее современная значимость обуславливается сложной и неблагоприятной геополитической ситуацией.

Можно с уверенностью сказать, что проект единства российской гражданской нации выдержал очередные испытания, т.к. целенаправленные негативные акции в адрес России не привели российское общество к политическому и этнополитическому расколу. Напротив, граждане и народы страны сплотились в поддержке курса руководства,  в том числе и на основе принципов,  сформулированных в ряде значимых нормативных, политико-доктринальных документах, принятых по инициативе  Президента РФ В.В. Путина. Сами названия указов Президента РФ свидетельствуют об их высокой востребованности. Так, 7 мая 2012 г. Президент РФ подписал Указ «Об обеспечении межнационального согласия», 25 октября 2012 г. – Указ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», 7 июня 2012 г.  – Указ «О Совете при Президенте РФ по межнациональным отношениям».

В декабре 2012 г. Указом Президента РФ принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия)[2]. Концептуально Стратегия базируется на фундаментальной идее о России как о государстве-нации и одновременно государстве-цивилизации. В доктринальном плане принципиально новые подходы Стратегии в области этнополитики оправдали себя, т.к. они  позволяют  государству и обществу дезавуировать и профилактировать проявления ксенофобии, экстремистских и радикальных настроений, национализма и религиозной нетерпимости, причем как  внутри страны, так и в международных отношениях.

Стратегия акцентировала новационные ресурсы упрочения российской гражданской идентичности и стала   важнейшим концептуальным документом, влияющим на всю систему общественно-политических отношений. Этот документ находится в одном ряду с концептуальной статьей В.В. Путина «Россия: национальный вопрос»[3] и Концепцией миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года[4]. Таким образом, в 2012 г. была разработана триада доктринальных документов, которые позволяют наметить дорожные карты достижения внутриполитической стабильности в обществе.

Важно подчеркнуть, что было организовано широкое обсуждение проекта Стратегии с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации от всех субъектов Российской Федерации, Общественной палаты РФ, Русской православной церкви, духовных управлений мусульман, общественных объединений. Проект был направлен во все субъекты РФ, где он обсуждался экспертами, активистами и лидерами этнических групп, общин, диаспор. В проект было внесено 3500 поправок и корректировок с учетом всех высказанных мнений[5]. Стратегия в полной мере является документом общественного согласия, компромиссным документом, что крайне важно для России как многосоставной полиэтничной федерации.

В ходе обсуждения уточнены многие формулировки, дана взвешенная, объективная оценка многовековому политико-правовому опыту многонационального Российского государства, исключены чуждые нашим традициям понятия и термины. В Стратегии также    указаны кризисные проявления, затрудняющие упрочение российской гражданской идентичности. Это, прежде всего: размывание традиционных нравственных ценностей народов РФ; сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; распространение негативных стереотипов в отношении некоторых народов. Особо выделяется такая проблема, как «недостаточность образовательных и культурно-просветительных мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общества, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества»[6].

Проблема единства российского общества обусловлена, прежде всего, естественноисторическими, социально-экономическими, общественно-политическими детерминантами, а также вызвана к жизни условиями реформирования и модернизации российского социума. В условиях смены идеологических и мировоззренческих парадигм, распада прежних социальных структур, политических систем на повестку информационного, коммуникационного, а также образовательного пространства выходит проблема единства российской нации, упрочения российской гражданской идентичности.

Стратегия предусматривает сохранение и дальнейшее укрепление этнокультурного суверенитета России. При этом мы не отказываемся от таких европейских программ, как толерантность, мультикультурализм, политкорректность, от защиты интересов коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, от защиты региональных языков. Однако российская практика и более чем 1150-летний опыт совместного проживания разных народов шире, глубже и фундаментальнее европейского опыта.  Это обусловлено более значительным этнокультурным и этноконфессиональным разнообразием российского общества, чем разнообразие европейских сообществ. Например, в Европе на одну страну в среднем приходится 9–10 языков, тогда как в РФ – 277 языков, наречий и диалектов, причем 89 из них используются в качестве языков обучения (30) и изучения (59).

Следует напомнить, что в  Стратегии  определено пять целей: а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Две цели – формирование российской нации и интеграция мигрантов – никогда ранее в подобных документах не артикулировались.  Также в Стратегии актуализируется качество образовательного процесса. Без эффективного образовательного и воспитательного воздействия на молодежь невозможно достигнуть «упрочения общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Без формирования у молодежи прочных адекватных знаний об истории российских народов, о российской государственности   невозможно обеспечить «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России» и «гармонизацию национальных и межнациональных (межэтнических) отношений».

Несмотря на развернутую масштабную работу по реализации Стратегии, в экспертном сообществе и в СМИ отмечается скепсис, недоверие и даже жесткая критика, как Стратегии, так и техник и технологий ее реализации. На обыденном уровне слышатся такие категоричные замечания, что «национальной политики нет» или что «национальная политика ангажирована и работает на интересы отдельных народов, этнических групп или субъектов РФ». Особой атаке подвергается концепт российской нации, миграционная политика, нравственные идеалы и традиционные ценности нашего общества.

Вместе с тем цели Стратегии могут быть достигнуты только  совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан. В этом плане Стратегия служит основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической и социально-культурной сферах.

Нужно подчеркнуть, что Стратегия   как политический доктринальный документ разработана и реализуется в новых условиях – на этапе завершения российского демократического политического транзита, который существенно повлиял на  систему межэтнических отношений. Этот транзит заставил по-новому оценить многие категории и понятия этнологии, этнополитологии, этносоцологии: «нация», «национальность», «национальное большинство», «коренной народ», «межэтнические противоречия», «этнополитический конфликт», «управление межэтническим конфликтом», «этнологический мониторинг» и др.[7] Стратегия как доктринальный документ предполагает постановку и решение многих актуальных проблем:

— сохранение целостности и государственного суверенитета РФ, совершенствование федерализма как формы государственного устройства и принципа территориально-политической организации государственной власти;

— поддержание уникальности полиэтничной и мультикультурной российской этносферы, повышение эффективности управления этнокультурными процессами;

— обеспечение полнокровного развития этносов и этнических групп, а также эффективного функционирования личности в системе межэтнических отношений;

— предотвращение межэтнического противостояния, профилактика этнополитических конфликтов, их эффективное урегулирование и постконфликтная реконструкция;

— упрочение общероссийских традиционных ценностей и российской гражданской идентичности как идентичности российской гражданской полиэтничной нации;

— оптимизация отношений и конкуренции российской, региональной гражданской и собственно этнической идентичностей;

— утверждение гуманистических принципов, толерантности, миротворческого идейно-мировоззренческого комплекса в противовес агрессии, национализму, ксенофобии.

Практика подтвердила, что фундаментальные положения о необходимости осуществления в России формулы «единства в многообразии» отвечают не только насущной потребности обеспечения гражданского согласия в крупном государстве, это также еще и единственная реализуемая формула устройства многоэтничной страны. Новая идеология гражданского нациестроительства ни в коей мере не означает отрицание или растворение российских национальностей (наций в этническом смысле слова) в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Последняя есть, прежде всего, согражданство, форма надэтнической гражданской идентичности россиян, которые представляют собой по историческому и культурному наследию и по современным лояльностям и патриотизму представителей одного народа – российского народа, многообразного, но единого.

Россия – это нация наций, и суть современной национальной политики является двуединой.  С одной стороны, это обеспечение национальных интересов российского народа внутри страны и на международной арене, в том числе и через национальные проекты, модернизационное развитие экономики, систему национального образования. С другой стороны, это сохранение и поддержка историко-культурного и религиозного разнообразия проживающих в России представителей разных национальностей и религий. Одно совсем не исключает другое, а, наоборот, возможно только в сложном единстве и при эффективном, демократическом управлении.

Объединяющую роль в этом единстве играет русский народ. Как отмечает В.В. Путин, «…великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, “всемерной отзывчивостью”»[8]. В связи с событиями вокруг Украины и недружелюбными акциями США и ряда стран Европы против РФ, эта миссия расширяется и вовне с целью защиты соотечественников за рубежом и сохранения «русского мира» не только как социокультурного, но и как общественно-политического феномена.

Вслед за принятием Стратегии последовали сопровождающие управленческие решения и мероприятия на федеральном уровне. Так, Правительством РФ принята Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»  (далее – Программа) с общим финансированием на период с 2014 г. по 2020 г. в 6 млрд.  766 млн. 35 тыс. руб. Также разработан «План мероприятий по реализации в 2013–2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» из 82 пунктов.

Эти значимые политические и правовые документы и основанная на них деятельность стали креативным этапом политического, управленческого и организационного оформления интересов граждан, этнических групп, народов, территорий, субъектов Российской Федерации. В течение 2012–2014 гг.  реализация Стратегии и Программы набирает темп, их воплощение расширяется как по вертикали, так и по горизонтали. Они реализуется силами 8 министерств и ведомств, и предусматривают выделение субсидий из федерального бюджета, а также самофинансирование и софинансирование для обеспечения региональных целевых программ в сфере межнациональных отношений.

Примечательно, что в условиях дальнейшего развития гражданского общества России, в том числе и в его этнокультурной модели, государство создает новые возможности для участия в реализации Стратегии национально-культурных объединений, национально-культурных автономий, миротворческих организаций.

Для финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по решению общезначимых проблем Министерством экономического развития России предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 630 млн. руб. В 2013 г. в конкурсном отборе приняли участие 69 субъектов Российской Федерации. В настоящее время субсидии из федерального бюджета распределены между 39 субъектами РФ, которые подготовили эффективные проекты региональных программ в сфере межэтнических отношений и упрочения российской идентичности.

Исключительная роль в решении задач Стратегии принадлежит институтам гражданского общества.  Примером может служить институт национально-культурной автономии, который ФЗ 1996 г. был извлечен из небытия после десятилетий его отрицания как «буржуазной практики самоопределения» и который самодеятельными усилиями рядовых активистов и этнических лидеров реализовался в богатой деятельностной практике.  В настоящее время в стране действуют более 800 НКА разного уровня, и они, безусловно, играют позитивную роль в качестве того самого независимого посредника между властью и разными общественными группами. Такие общественные институты существенно дополняют государственные усилия в области реализации Стратегии. Более того, общественные организации этнокультурной и миротворческой направленности в ряде случаев проявили себя эффективным инструментом поддержки бесконфликтного развития этнополитических систем на той или иной территории.

Это касается, прежде всего, таких регионов, как Северный Кавказ и Поволжье в силу приближенности к местным реальностям, включенности в ситуации, доверительности со стороны участвующих, а также благодаря большей гибкости, которые отличают НКО, НКА от властных проводников государственной политики в этнонациональной сфере[9].

Деятельность институтов гражданского общества акцентировалась на Общероссийском форуме «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» (14–15 января 2015 г., Москва). В диалоге членов Общественной палаты РФ, руководителей НКО, общественных активистов и экспертов обсуждались перспективы грантовой поддержки социально ориентированных проектов, возможности краудфандига (общественного сбора денежных средств). С учетом видовой дифференциации национально-культурных объединений (общины, общества, центры, автономии, союзы, советы, форумы и др.) важно их участие в  подготовке и воплощении социально ориентированных проектов.

Данные социологических опросов населения свидетельствуют, что за последние полгода в стране улучшается «межнациональный климат». Так, большинство россиян не ощущает межнациональной напряженности в городе или районе, где живут, о чем сообщили «Известия» 27 августа 2014 г. со ссылкой на «Левада-Центр».

Проведя исследование, социологи пришли к выводу, что на повышение толерантности среди россиян повлияли события на Украине. 66% опрошенных ответили, что не верят в возможность массовых кровопролитий на национальной почве. В конце 2013 г. так ответили всего 29% россиян. На вопрос о проявлениях межнациональной напряженности в месте проживания отрицательно ответил 71% респондентов, в 2013 г. – 52% опрошенных.

Было отмечено, что популярность националистических идей снизилась в связи с дискредитацией националистов на фоне украинских событий. По данным опроса, резко снизилось количество людей, разделяющих лозунг «Хватит кормить Кавказ», а доля опрошенных, проявляющих доверие к политике, проводимой федеральной властью на Северном Кавказе, увеличилась с 10% до 25%.  Лозунг «Россия для русских» поддержали 18% опрошенных; 36%   опрошенных считают, что его можно осуществить «в разумных пределах»; 27% опрошенных относятся к лозунгу отрицательно, признавая его признаком фашизма. В 2013 г. отрицательное отношение к этому лозунгу высказали 19% россиян. Немногим более половины опрошенных россиян (53%) не чувствуют враждебности со стороны других национальностей; 30% опрошенных ощущают ее редко. В 2013 г. не сталкивались с враждебностью 37% опрошенных, а редко сталкивались – 39% опрошенных[10].

В июле 2014 г. доклад Центра «Сова» констатировал снижение активности деятельности националистических организаций и групп[11]. Опрос ВЦИОМ мае 2014 г. показал аналогичные результаты: 57%  опрошенных высказались  за многонациональное государство против 44%  опрошенных  в 2013 г.; 38%  опрошенных поддержали лозунг  «Россия для русских» против  50%  опрошенных  в 2013 г.

Самым эффективно реализующимся направлением государственной национальной политики на региональном уровне является этнокультурная политика. В регионах РФ действуют сотни национально-культурных НКО, национальных творческих коллективов, которые принимают активное участие в многочисленных общественно значимых мероприятиях.

Однако следует отметить, что ситуация не является необратимой и положительные тенденции необходимо закрепить. Эксперты отмечают, что, прежде всего, в крупных городских центрах происходит повышение агрессивности в формах бытовой ксенофобии, кавказофобии, мигрантофобии и антисемитизма. Серьезную угрозу представляют собой радикальный национализм и национально-религиозный экстремизм. Они разделяют россиян по этническому признаку и препятствуют утверждению общероссийской идентичности. Экстремисты прибегают к насилию в отношении этнических меньшинств, мигрантов и иностранных граждан. Нередки случаи убийства, массовых драк и беспорядков. Неприемлемыми для страны, которая внесла решающий вклад в победу во Второй мировой войне, стали проявления фашистской символики и распространение националистической литературы, пропаганда экстремизма и ненависти, в том числе и через интернет, социальные сети. «Язык вражды» и ненависти присутствует главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами соответствующих акций выступают взрослые люди, в том числе политики, бизнесмены и интеллигенция.

Рост напряженности в межнациональных отношениях во многом связан с ростом как внешних, так и внутренних миграционных потоков, которые оказывают деструктивное влияние на отношения этнических сообществ. По уровню внешней миграции Россия вышла на второе место в мире после США. Многие мигранты, прибывающие в страну, не только отличаются низким уровнем образования и знания русского языка, но и часто не предрасположены к принятию и соблюдению общероссийских социально-культурных ценностей и правил поведения, а, напротив, нацелены на этническую геттоизацию. Это порождает мигрантофобию, которая, в свою очередь, приводит к обострению этнического и национально-религиозного экстремизма, национализма.  В этой связи с 1 января 2015 г. ФЗ от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”» вводится обязательный государственный экзамен для иностранных граждан по русскому языку, истории и основам законодательства России. Через государственное тестирование в 2015 г. должно пройти 3,5 млн. иностранных граждан.

Помимо усилий по социокультурной адаптации мигрантов Российское государство, в частности, ФМС предпринимает существенные меры по оптимизации миграционного законодательства в целом.  Так, с 2015 г. ужесточаются санкции за незаконный въезд в Россию, гражданам большинства стран СНГ разрешается въезд только по заграничным паспортам.  Увеличивается штрафной срок за нарушение законодательства по въезду и нахождению на территории РФ, несколько увеличиваются пошлины за разрешение на пребывание в стране. Вместе с тем, мигранты теперь будут работать по специальным разрешениям – патентам в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые вступили в силу в январе 2015 г. При этом патенты можно будет приобретать не только юридическим, но и физическим лицам,  а  работающие на законных основаниях мигранты могут получать деньги по больничным листам.

Несмотря на отмеченные проблемы, фундаментальных и непреодолимых факторов для роста межэтнической вражды и этнического национализма в стране нет.  Напряженность и конфликты возникают там, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим управлением, там, где политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия. Только государство обладает всеми средствами для обеспечения межэтнического согласия, и только оно имеет право применять силу для противодействия разжиганию розни и проявления насилия. Поэтому предупреждение и оперативное урегулирование конфликтных ситуаций в сфере межнациональных  отношений – один из основных принципов государственной национальной политики в России.

Прошедший период реализации Стратегии проявил проблемы, противоречия и кризисные места этого процесса, которые имеют как субъективную, так и объективную природу.  Прежде всего, это слабое организационное и информационное обеспечение реализации  всей триады принятых  доктринальных документов. В то же время Стратегия не может отвечать на все вопросы современного общества, предложить рецепт решения всех проблем для всех этнокультурных сообществ и регионов, но она представляет своеобразный гуманитарный стандарт, минимум состояния этнокультурной политики.

В этой связи  в механизмах реализации Стратегии  заложено положение о том, что Президенту РФ предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей Стратегии готовит Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям  (далее – Совет) во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями. Значимость Совета  во многом определяется тем, что его председателем   является Президент РФ, а в состав Совета входят  чиновники высокого уровня – заместители  Председателя Правительства РФ, министры, руководители федеральных комитетов и ведомств.  В составе Совета – руководители федеральных национально-культурных автономий, казачества, религиозных конфессий, а также известные эксперты, политики.

Образование Совета стало  существенной новацией в принятии политико-управленческих решений в сфере межэтнических отношений. При отсутствии в стране  отраслевого профильного органа исполнительной власти  вопросы управления в сфере межэтнических отношений, тем не менее,  должны быть в центре внимание конкретной структуры. В связи с этим Президентом РФ было принято  значимое решение – о создании Совета по межнациональным отношениям под своим председательством. Эта новая структура имеет существенные возможности для актуализации и осмысления на высоком экспертном, организационном и политическом уровне проблем  межэтнических отношений и для подготовки обоснованных, продуманных и эффективных решений. В составе Совета и при нем действуют профильные комиссии, членами которых выступают наряду с экспертами из Центра также и эксперты регионального уровня, которые максимально приближены к ситуации в регионах и на местах.

Положение о Совете  предусматривает, что  он «образован в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации». Среди задач Совета особое значение имеют такие, как: «рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов ее реализации; б) обсуждение практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации; в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации».

На  первом заседании Совета 24 августа 2012 г.  в Саранске были внесены предложения в дополнение к четырем национальным проектам принять пятый – по укреплению единства российской нации и этнокультурного развития народов страны при  обозначении приоритетности национального вопроса[12]. Именно эти предложения нашли свое практические оформление в принятых в дальнейшем Стратегии и Программе.

По результатам обсуждений проблем межнациональных отношений на Совете 3 июля 2014 г. Президент РФ дал ряд важных поручений Правительству РФ, которые  проецируются  во многие сферы общественно-политической жизни. Среди них:

«утвердить Основы государственной молодежной политики Российской Федерации с учетом положений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в части, касающейся реализации задач в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»;

- «представить предложения о  совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере предупреждения и пресечения деятельности, направленной на возрождение нацистской идеологии, героизацию преступлений, совершенных нацистами и их пособниками»;

- «разработать и утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование государственной политики в области развития, защиты и поддержки русского языка».

Также дано поручение подготовить предложения  о возможности предоставления в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)» грантов для государственной поддержки молодежных общественных проектов в сфере укрепления гражданского единства, формирования культуры межнационального общения. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить комплекс мер по развитию традиционной культуры народов России, предусмотрев финансовую поддержку домов дружбы, домов народного творчества и театров юного зрителя. Всего проведено 4 заседания Совета, по их итогам Президент страны В.В. Путин дал 48 поручений, в том числе Правительству РФ – 32. На очередном, пятом, заседании Совета предполагается обсудить вопрос о роли русского языка и языков народов России в укреплении единства российской нации.

Примечательно, что Совет является не формальным, а  действующим органом, в рамках которого происходит  оперативная и проективная экспертиза, аналитика и  выявление динамики межнациональных и межконфессиональных отношений. В этих целях создан Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, в состав которого входят председатели Комиссий и рабочих групп Совета и их заместители. Заседания президиума проходят не реже одного раза в квартал.

Так, в сентябре 2014 г. под председательством заместителя руководителя Администрации Президента РФ М. Магомедова состоялось очередное заседание Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Ключевой темой обсуждения стала передача Министерству культуры РФ функций в сфере  реализации государственной национальной политики  в связи с упразднением Министерства регионального развития РФ. С сообщением о планируемых структурных преобразованиях Министерства культуры  РФ и приобретении новых полномочий выступил министр культуры В. Мединский.  Особое внимание  было уделено развитию инфраструктуры и  поиску  механизмов реализации государственной национальной политики с учетом ресурсов Министерства культуры РФ. Члены Президиума Совета предложили создать при Министерстве культуры РФ  Консультативный совет по делам национально-культурных автономий.

Министерство образования и науки  РФ представило доклад о совершенствовании системы этнологического образования и подготовки кадров в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В частности, отмечено более чем двукратное увеличение за последние два года выделяемых контрольных цифр приема на бюджетные места по направлению высшего образования «антропология и этнология». При этом наращивание объемов подготовки студентов за счет бюджета планируется обеспечить и в последующие годы. Подготовлены предложения по созданию кафедры этнополитологии в федеральных университетах, в том числе на базе Московского государственного университета   им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета

В октябре 2014 г. состоялось расширенное выездное заседание Президиума  Совета в г. Ярославле, на котором  обсуждались техники и технологии  упрочения российской идентичности, в том числе и в ее региональном выражении, а также «русский вопрос». В своем выступлении М. Магомедов, в частности, отметил: «Именно укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, российской нации, является главной целью Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом в декабре 2012 года. Вопросы самочувствия русского народа, состояния русского языка и русской культуры являются ключевыми в современной государственной национальной политике».

В рамках работы трех тематических секций, посвященных вопросам укрепления российской идентичности, участники выработали  предложения по сохранению историко-культурного наследия как фактора регионального развития, традиционных ценностей как духовной основы российской идентичности.

На рабочем заседании президиума Совета  в декабре 2014 г. рассматривался вопрос совершенствования системы этнологического образования и подготовки кадров в сфере государственной национальной политики с  выработкой рекомендаций для  Правительства РФ и заинтересованных федеральных органов государственной власти для принятия дальнейших управленческих решений. Здесь подчеркивалось, что вопросы реализации государственной национальной политики необходимо рассматривать в контексте обеспечения национальной безопасности, и на сфере образования лежит ответственная задача по подготовке профессиональных кадров. Это одна из приоритетных задач реализации Стратегии на данном этапе.

С докладами выступили министр образования и науки Д. Ливанов, министр труда и социальной защиты М. Топилин, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В. Садовничий и ректор Санкт-Петербургского государственного университета Н. Кропачев.

Создание Совета и его Президиума во много стимулировало новые формы воздействия на содержание и проявления межнациональных отношений, а также и инновационные формы их изучения на уровне, как фундаментального осмысления, так и практико-прикладного воздействия.

Современные проблемы межнациональных отношений в РФ актуализируют их системное и комплексное изучение, т.е. организацию их мониторинга. Правительством страны по поручению Президента РФ создается система мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтов, которая охватывает все субъекты Федерации.

В рамках системы мониторинга ключевыми задачами на федеральном уровне являются:

— проведение среднесрочного и долгосрочного анализа развития межнациональных и государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, прогнозирование рисков и угроз в указанных сферах;

— выработка управленческих предложений и решений в сфере реализации государственной национальной политики.

На региональном и местном уровнях предусматриваются:

— формирование региональных центров мониторинга с круглосуточной «горячей линией» и отработанным регламентом реагирования на конфликтогенные ситуации в сфере межнациональных отношений;

— организация эффективного взаимодействия между органами государственной власти, муниципальными образованиями и институтами гражданского общества по выявлению и предотвращению возможных угроз и конфликтов в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;

— анализ средств массовой информации, электронных ресурсов, включая блогосферу, информационных ресурсов  общественных объединений, научных организаций и экспертных сообществ.

Инновационный характер системы мониторинга предусматривает следующие критерии:

— комплексность и диверсифицированность источников информации;

— автоматизацию приема обращений, их обработки и анализа для выработки предложений по принятию управленческих решений в сфере межнациональных отношений, в том числе в случае возникновения конфликтной ситуации;

— обобщение и анализ социологической информации в региональном и муниципальном разрезе баз данных, собранных по единой методике;

— автоматизацию процесса создания программ, инструментария и выборки для проведения региональных социологических исследований;

— автоматизацию процесса контроля эффективности реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы») и региональных целевых программ в сфере укрепления гражданского единства, гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов России.

Система мониторинга до конца 2014 г.  запущена в тестовом режиме в восьми субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Крым, Республика Татарстан, Пермский край, Волгоградская, Воронежская и Иркутская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

Наряду с федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы»)» мониторинг является одним из важнейших механизмов реализации Стратегии и служит воплощению ее целей. Для повышения его эффективности, как и для улучшения всего процесса научно-практического осмысления современного состояния межнациональных отношений  в 2013 г. Министерством образования и науки РФ образован Распределенный научный центр (РНЦ) межнациональных и межконфессиональных проблем под руководством академика В.А. Тишкова. Магистральная цель РНЦ  – мониторинг, экспертирование и прогнозирование состояния межэтнических этноконфессиональных отношений в трех федеральных округах, для чего  определено семь базовых государственных университетов (по два в каждом из трех округов в качестве опорных региональных отделений РНЦ и один центральный в  Москве). Это: Северо-Кавказский федеральный университет  и Пятигорский государственный лингвистический университет  в СКФО, Южный федеральный университет и Кубанский государственный университет в ЮФО, Удмуртский государственный университет и Оренбургский государственный университет в ПФО, а также Российский государственный гуманитарный университет как координирующий и обобщающий данные мониторинга[13].

Образование РНЦ соответствует стратегии руководства страны по обеспечению стабильности межнациональных и межконфессиональных отношений. Закономерно, что РНЦ образован  как результат взаимодействия отраслевого органа исполнительной власти – Министерства образования и науки РФ с Российской академией наук в лице Института этнологии и антропологии  им. Н.Н. Миклухо-Маклая  с гражданским обществом в лице региональной общественной организации «Содействие этнологическому мониторингу и раннему предупреждению конфликтов» (Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов EAWARN).

Сетевой принцип  исследования является эффективным, так как позволяет упрочить коллегиальные связи между учеными, скоординировать проблемно-тематическое поле исследования, сопоставить промежуточные и итоговые результаты научного поиска. Деятельность РНЦ имеет существенное значение для указанных округов в силу полиэтничности и многоконфессиональности населения. В региональных сообществах этническая и конфессиональная идентичности традиционно актуализированы и проецируются во все сферы личной жизни и социального структурирования. Поэтому для современного этнологического экспертного процесса крайне важна деятельность, которую осуществляет Координационный совет РНЦ и которая позволяет региональным ученым не только максимально приблизиться к современному исследовательскому контексту, но и стать непосредственными участниками его формирования и приращения.

Проблемность, противоречивость и  многофакторность эволюции межнациональных и межконфессиональных отношений в ПФО, ЮФО, СКФО обуславливают необходимость постоянной тщательной исследовательской экспертизы, а также и сценарирования локальных, региональных ситуаций.

Приоритетом проводимых исследований является мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений, авторская методика которого разработана и апробирована Сетью этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Эксперты РНЦ в соответствии с принятой компромиссной методологией научного поиска, глубоко проникая в содержание  этнокультурных и этнополитических процессов, в отношения этнических групп, в систему «этнических презентаций», «этнократического позиционирования», «этнокультурной солидарности», выделают главные тенденции и перспективы динамики межнациональных и межконфессиональных отношений. Это обеспечивается методикой этнологического мониторинга, который реализуется с помощью разветвленной системы индикаторов – показателей, которые в максимальной степени позволяют характеризовать качество современного состояния межнациональных и межконфессиональных отношений.

Программными продуктами исследований  проектов РНЦ являются  результирующие индикаторные таблицы  этнологического мониторинга, которые позволяют не только сопоставить результаты, но и сформировать целостное, творческое понимание проблем, противоречий, конфликтов. Также индикаторные таблицы позволяют экспертам на базе оригинального эмпирического материала подготовить коллективные экспертные доклады, в которые выявлены как позитивы, так и негативы межэтнических отношений в самом широком их выражении, в том числе, и широкие этносоциальные установки молодежи в регионах[14].

Экспертные доклады, которые подготовлены  учеными из регионов под общей редакцией председателя Координационного совета РНЦ, директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН академика В.А. Тишкова, содержат не только аналитический блок, но и блок проектно-рекомендательный, что усиливает их практико-прикладную направленность.

В этом плане экспертные доклады вносят существенный вклад в реализацию техник и технологий Стратегии. В экспертных докладах отражены результаты не только этнологического мониторинга, но и проводимых по проекту РНЦ тематических опросов населения, контент-анализа нормативно-правовых и политико-доктринальных документов  и текстов СМИ, кейс-стади локальных ситуаций[15]. В разделах экспертных докладов отражены политико-управленческие усилия органов власти и МСУ по упрочению гражданской российской идентичности и вместе с тем по  сохранению этнокультурной, этноконфессиональной специфики региональных и местных сообществ, а также эволюция научной экспертизы в данной сфере[16].

В итоге  подчеркнем, что главный вопрос этнополитики на современном этапе  состоит в том,  как соединить многообразие страны и этнокультурное развитие отдельных общностей и регионов с проектом гражданской нации и обеспечением гражданского единства. Актуальность такой постановки вопроса возрастает в связи с усложнением внешнеполитической обстановки, экономическими санкциями против нашей страны, нестабильностью ряда соседних государств. Стратегия располагает необходимыми механизмами для решения этой важной исторической задачи.

Список литературы:

  1. Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2014. Вып. 236.
  2. Институты гражданского общества в межнациональных отношениях / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2014.
  3. Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / Под общ. ред. В.А. Тишкова. Москва – Ставрополь – Пятигорск. М.: ИЭА РАН; Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013.
  4. Молодежь в полиэтничных регионах Северо-Кавказского федерального округа. Экспертный доклад / Под ред. В.А. Тишкова, М.А. Аствацатуровой, В.В. Степанова. Москва – Пятигорск – Ставрополь. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2014.
  5. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://президент. рф/news/17165.
  6. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. Режим доступа: terlegrad.ru/politics/22141-statya-putina.-rossiya-nacionalnyy-vopros.html.
  7. Текущий архив Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. М., 2012.
  8. Текущий архив Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. М., 2014.
  9. Тишков В.А. Реформирование этнической политики России // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах. Ежегодный доклад 2012 Сети этнологического мониторинга / Под ред. В.Тишкова и В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2013.
  10. Тишков В.А. О распределенном научном центре и исследовании проблем молодежи // Молодежь в полиэтничных регионах Южного федерального округа. Экспертный доклад. М. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2013.

[1] Зорин Владимир Юрьевич – доктор политических наук, профессор, заместитель директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Аствацатурова Майя Арташесовна – доктор политических наук, профессор, директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета, Координатор Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов в Северо-Кавказском федеральном округе.

[2] О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://президент. рф/news/17165.

[3] Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. Режим доступа: terlegrad.ru/politics/22141-statya-putina.-rossiya-nacionalnyy-vopros.html.

[4] См.: http://www.fms.gov.ru/documentation/koncep_mig_pol/.

[5] См.: Зорин В.Ю., Аствацатурова М.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление духовной общности российской нации // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2014. Вып. 236. С. 16.

[6] О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://президент. рф/news/17165.

[7] Тишков В.А. Реформирование этнической политики России; Зорин В.Ю. Этническая политика в России с точки зрения эксперта; Гильмутдинов И.И. Этническая политика в России – мнение депутата // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах. Ежегодный доклад 2012 Сети этнологического мониторинга / Под ред. В.Тишкова и В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2013.

[8] Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. Режим доступа: terlegrad.ru/politics/22141-statya-putina.-rossiya-nacionalnyy-vopros.html.

[9] См.: Институты гражданского общества в межнациональных отношениях / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2014.  С. 46–47.

[10] См.: Украинский кризис сделал россиян толерантнее // Известия. 2014. 27 августа.

[11] См.: http://www.sova-center.ru/racism-xenofobia/publications/2014/07/d29887/.

[12] См.: Текущий архив Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.  М., 2012.

[13] Тишков В.А. О распределенном научном центре и исследовании проблем молодежи // Молодежь в полиэтничных регионах Южного федерального округа. Экспертный доклад. М. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2013. С. 4–5.

[14] См.: Молодежь в полиэтничных  регионах Северо-Кавказского федерального округа. Экспертный доклад / Под ред. В.А. Тишкова, М.А. Аствацатуровой, В.В. Степанова. Москва – Пятигорск – Ставрополь. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2014.

[15] См.: Межэтнические и конфессиональные отношения в Северо-Кавказском федеральном округе. Экспертный доклад / Под общ. ред. В.А. Тишкова. Москва – Ставрополь – Пятигорск. М.: ИЭА РАН; Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013.

[16] См.: Состояние научной экспертизы по проблемам этнической истории, культуры, межэтнических и конфессиональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе / Под ред. В. А. Тишкова. Москва – Пятигорск – Ставрополь: М.: ИЭА РАН; Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013.

С этой статьей читают:

Категория: Статьи, блоги