8:39 дп - Вторник Август 21, 2018

«Северный Кавказ: Quo Vadis?» — Экспертный доклад

Автор | 26.01.2014
Quo_Vadis

Доклад «Северный Кавказ: qua vadis (куда идешь)?» адресован в первую очередь не тем, кто профессионально занимается проблемами этого региона. Специалисты по Северному Кавказу вряд ли найдут здесь что-то принципиально новое. Он написан для тех, кто, не изучая данный предмет специально, искренне стремится разобраться в том, что происходит в этом сложном, неоднозначном и во многом непонятном для среднего россиянина регионе. Поэтому наша задача состояла в том, чтобы, не уходя в детали, дать общее представление о тех реальных, а не мифических процессах, проблемах и развилках политики, которые существуют на Северном Кавказе. Вторым адресатом данной работы являются лица, принимающие решения по вопросам северокавказской политики. В докладе обосновываются подходы, во многом альтернативные реализуемым в настоящее время в ее рамках, и мы хотели бы, чтобы наши аргументы были услышаны.

Данный доклад является результатом многолетних исследований авторов на Северном Кавказе. Причем о ситуации в регионе мы знаем не понаслышке. В докладе используются различные источники: теоретические работы, обобщения международного опыта, находящиеся в открытом доступе нормативно-правовые и аналитические материалы, информация СМИ, статистика – но в первую очередь это собственные полевые исследования авторов. За время работы подобные исследования охватили более сотни городов и сел в различных северокавказских регионах. В основном они проводились в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По остальным регионам информация черпалась из общедоступных источников.

Нашими собеседниками были самые разные люди – политики и журналисты, ученые и чиновники, религиозные и общественные деятели, главы районов и сел, учителя и фермеры, мужчины и женщины, пожилые люди и молодежь. К сожалению, здесь нет возможности упомянуть каждого индивидуально, но мы выражаем глубокую и искреннюю благодарность всем, кто содействовал нам в наших исследованиях, находил время и силы помочь разобраться в непростых кавказских реалиях, а часто еще и предоставлял нам стол и кров. Хотелось бы отметить, что где мы ни были и с кем бы ни общались – а среди наших собеседников были люди самых разных национальностей, религиозных и политических взглядов – везде мы находили искреннюю доброжелательность, заинтересованность, уважительное отношение и истинно кавказское гостеприимство. Исключения были столь редки, что только подтверждают правило.

Скачать доклад: в формате pdf Экспертный доклад «Северный Кавказ: quo vadis?»

Доклад был опубликован: Комитетом Гражданских  Инициатив

Авторы статьи: Стародубровская Ирина, Казенин Константин

Комитет Гражданских Инициатив

Мнение об экспертном докладе «Северный Кавказ: qua vadis (куда идешь)?»

Зорин Владимир ЮрьевичНесколько дней назад  обнародован  доклад «Северный Кавказ: QUO VADIS?». В  докладе говорится о кризисе федеральной политики на Северном Кавказе, связанной с тем, что Центр не понимает до конца состояние экономики и социальной сферы на Северном Кавказе. В итоге на Кавказе не только никуда не делись некоторые проблемы, а наоборот, усугубились. Владимир Зорин, заместитель директора института этнологии и антропологии РАН, доктор политических наук поделился своим мнением на это счёт.

Представленный документ Института экономической политики имени Е.Гайдара «Северный Кавказ: qua vadis?» обозначен как доклад, и его целевой аудиторией, как сказано в начале, являются непрофессионалы. При этом авторы доклада известны как специалисты, не первый год занимающиеся проблематикой Северного Кавказа, и читатель вправе ждать интересных выводов и рекомендаций о том, как действовать дальше и исправлять сложившуюся ситуацию. Но при внимательном ознакомлении с текстом эти ожидания не оправдываются.

Прежде всего, бросается в глаза алармистский характер документа. В нём не отмечается ни одной позитивной тенденции в ситуации на Северном Кавказе. Между тем, по оценке экспертов института этнологии и антропологии РАН, в регионе есть успешные и даже примерные для России и мира практики последних лет. Среди них — успешное участие местного сообщества в постконфликтной реконструкции в Чечне, восстановление после кризиса всей санаторно-курортной структуры как на частной, так и государственно-ведомственной основе, масштабное строительство комфортного частного жилья и сплошная автомобилизация населения, рост престижа и реальных обьёмов высшего образования, развитие локально-местных культурных традиций и учреждений культуры, восстановление традиционных ремёсел и художественных промыслов, одни из лучших в стране показателей по рождаемости, состоянию здоровья и продолжительности жизни.

Доклад не предлагает конкретных мер по реализации национальной политики в регионах Кавказа. Авторы мимоходом критикуют главный доктринальный документ в данной сфере – Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. В то же время из текста следует, что положения Стратегии, по сути, не учитывались при подготовке доклада, особенно в части оценки действий федеральных властей.

Часто критика (в докладе) звучит с точки зрения либерально-демократической модели, полное копирование которой в условиях российского общества уже доказало свою несостоятельность. В частности, это касается позиции авторов по вопросу о необходимости выборности руководителей регионов Северо-Кавказского федерального округа. Переход к непрямой схеме избрания является правильным шагом, учитывая горький опыт использования этнической мобилизации в избирательных кампаниях, как, например, относительно недавно на выборах главы Карачаево-Черкесии.

 Удивление вызывает также вывод о том, что «ставка на национальные элиты привела к кризисной ситуации». Спрашивается, а на какую еще элиту можно опираться, если не на региональную?

Следует отметить, что авторы доклада в целом правильно ставят вопрос о необходимости реализации комплексных антитеррористических мероприятий. С этим трудно не согласиться, но заявление о том, что на Северном Кавказе происходит «сползание к государственному терроризму», не только не выдерживает никакой научной критики, но и не способствует нормализации положения в регионе.

Авторы также делают вывод об идущем формировании идеологии, «в которой целью государства объявляется не обеспечение равенства граждан перед законом, а утверждение определенного «уклада», защита «правильных» этносов от «неправильных». Хотелось бы адресовать авторов доклада к Стратегии государственной национальной политики, где среди пяти основных целей значится, в частности, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

К большому сожалению, помимо критики в докладе не содержится ни рекомендаций, ни конкретной программы действий на будущее. Правда, авторы пишут, что конфессиональная политика на Северном Кавказе должна основываться «на четком обеспечении свободы вероисповедания граждан в рамках законодательства РФ». А кто против?

Кстати, специалисты созданного на базе Института этнологии и антропологии Российской академии наук и общественной организации «Содействие осуществлению этнологического мониторинга и раннему предупреждению конфликтов» Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем проводят свои научно-прикладные исследования и фундаментальные разработки в субъектах Северного Кавказа, необходимые для решения проблем этноконфессиональных отношений и межнациональных конфликтов. Они систематизируют многолетние наблюдения экспертов, проживающих в данных регионах и знающих местные условия.

Источник: Центр Современной Кавказской Политики 

С этой статьей читают:

Категория: Литература, Публицистика