8:31 пп - Пятница Октябрь 19, 2018

Международный день коренных народов мира

Автор | 10.08.2017
Коренные народы

Дата в 2017 году: 9 августа, среда
Учрежден: Резолюция ГА ООН № 49/214 от 23.12.1994

Коренное население насчитывает 5% от общей мировой численности людей, и из них 15% являются беднейшими на планете. Их притесняли, а права нарушали. Но так было до 1970 года, пока ООН не начала проводить исследования в этой области. Общественное мнение было изменено. Именно этим уникальным народам и посвящен международный праздник.Издавна считалось, что коренные народы – это самые отстающие в развитии и нуждающиеся в помощи. Россия не является исключением. Такие народы отмечены в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке.

Международный день коренных народов отмечается 9 августа. 23 декабря 1994 года Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 49/214 утвердила ежегодное его празднование.

Дата отмечается во всем мире. 70 стран являются местом проживания 370 миллионов человек, и у каждого свой язык и культура. В России насчитывается около 50 этносов, в которых проживает 40 коренных народов. Большинство из них, чуть более 65%, обитают в сельской местности.

Целью проведения праздника является привлечение внимания к вопросам коренных малочисленных народов не только простого населения, но и чиновников всех рангов.

В России в 2017 году это событие отмечается на неофициальном уровне и сопровождается открытием музеев, выставок, экскурсий или проведением фестивалей и конгрессов. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций проводится мероприятие с участием представителей ООН и Генеральной Ассамблеи.

Северный Кавказ – родина самого малочисленного народа. Перепись населения 2010 года показала, что всего 24 человека отнесли себя к чамалалам (чамалинцам). Живут они в Дагестане и Чечне.

3 коренных народа зарегистрированы в Ленинградской области: ижорцы, вепсы и водь. Причем вепсов насчитывается 1380 человек, ижорцев – 169 и водь – 33.

 Ниже приводится статья кандидата экономических наук, доцента кафедры теории регионоведения,  Московского государственного лингвистического университета, Татьяны Борисовны ВЛАДИСЛАВЛЕВОЙ, посвящённая проблеме сохранения культурно-исторического наследия коренных малых народов российского Севера. Её обеспокоенность вызвана тем, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера совпали с расположением нефтегазоносных геологических структур и районов размещения предприятий и объектов нефтегазового комплекса. Поэтому сохранение окружающей природной среды и социально-экономическое развитие коренных народов Севера в современных условиях – важная задача государства и общества. Одной из приоритетных задач при этом является создание территорий традиционного природопользования коренных народов Севера наряду с сохранением их культурно-исторического наследия.

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РОССИИ

 

Коренные малочисленные народы в современном мире – это 350 миллионов человек, проживающих в более чем 70 странах и говорящих на 5000 языках. Культуры коренных народов отличаются сильной взаимосвязью между человеком и природой, неразрывностью исторического, традиционного и современного образов жизни.

Однако, несмотря на неоспоримый вклад в культурное разнообразие человечества и устойчивое развитие современного мира, многие из этих народов сегодня переживают маргинализацию и бесправие.

Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствовало сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата. В условиях принудительных переселений, конфискации занимаемых ими земель, недоступности самых элементарных социальных услуг, эти народы постепенно утрачивают возможность сохранять и передавать будущим поколениям свои знания, ценности, представления о мире и образ жизни.

Для нынешнего этапа развития характерна общемировая тенденция, отражающая возрастание роли ценностей традиционного образа жизни в условиях современной модернизации. Эта тенденция стала важным фактором, определяющим глобальные и локальные процессы на Российском Севере.

Не подтвердились прогнозы о том, что по мере формирования в ходе технико-экономического прогресса все более крупных экономических и политических единиц исторического процесса будет происходить угасание значимости национальных структур и традиционной культуры. Несмотря на широкое распространение современных технических и экономических достижений, многие традиции доиндустриальных обществ сохраняют свою значимость и сегодня. Экспансия новых индустриальных технологий и модернизационных и инновационных процессов не привела к размыванию культуры коренных малочисленных народов. Создавая и развивая свою культуру, коренные народы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, своего видения мира.

Коренные малочисленные народы Севера – народы, проживающие на территории традиционного проживания своих предков, сохранившие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

К коренным народам Ханты-Мансийского автономного округа относятся: ханты (старое название – остяки), манси (старое название – вогулы), а также лесные ненцы (старое название – самоеды). Главным условием воспроизводства сообществ коренных малочисленных народов является природа Севера: климат, флора и фауна. Это обстоятельство привязывает коренные малочисленные народы Севера к территории их обитания. Традиционное природопользование остается на обозримую перспективу материальной основой сохранения этими народами традиционного образа жизни, который подвергался трансформации с начала освоения Сибири Московским государством.

Национальная политика СССР с первых лет его создания (1922) до 1990-х гг. стимулировала глубокие эколого-хозяйственные перемены на Западно-Сибирском Севере. В связи с национализацией земли коренные малочисленные народы Севера лишились собственности на промысловые угодья, а в период коллективизации (1930–1940) собственности на основные средства производства и производимую продукцию. В результате произошло значительное снижение уровня жизни представителей народов Севера. Те, кто был занят в традиционных отраслях хозяйства стали жить в многоотраслевых совхозах в самых плохих условиях.

Реализация Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера» от 16 марта 1957 г., в котором наряду с укрупнением колхозов предусматривались меры переселения жителей из мелких поселков в крупные и перевод кочевников на оседлость, привела к разрушению внутриобщинных связей и порядка землепользования, массовому отрыву коренных малочисленных народов Севера от традиционного хозяйства.

С конца 1960-х гг. в связи с нефтегазовым освоением региона резко усилилась ведомственная экспансия, сопровождавшаяся бесконтрольным отчуждением хозяйственных угодий, нерегулируемой миграцией населения, вытеснением коренного населения с традиционных мест обитания. На функционировании традиционного хозяйства негативно сказываются последствия промышленного освоения округа. Сложившаяся система освоения природных ресурсов в основном ориентирована на получение экономической выгоды без должного учета социально-экологических аспектов, что негативно влияет на положение коренных малочисленных народов Севера. Игнорируются общественные интересы и прежде всего коренного населения, наносится ущерб здоровью людей, окружающей природной среде и территориям традиционного природопользования коренных народов. Традиционное природопользование – основа жизнедеятельности коренных народов Севера, необходимая для их существования: если не сохранится традиционное природопользование, исчезнут и эти народы. Кроме того, теряется и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества. Поэтому сохранение территорий традиционного природопользования является одним из базовых направлений глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития человечества в целом.

В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), являющемся одним из крупных нефтегазовых регионов Российской Федерации, существует целая иерархия конфликтующих структур: экономических, экологических, социальных и этнических.

Как отмечают многие исследователи, деградация природы в результате масштабной добычи нефти и газа, строительство гигантских нефте и газопроводов привели к утере традиционных мест проживания и занятий для малых народностей Севера и в результате – к резкому сокращению продолжительности жизни и вымиранию 7 из 26 коренных народностей Севера. Нефтепромышленный комплекс округа нанес непоправимый ущерб возобновляемым природным ресурсам: сожжено в факелах сотни миллиардов кубометров попутного газа, являющегося одним из крупных источников загрязнения атмосферы, что несет угрозу глобального потепления; разлито на территории округа несколько миллионов тонн нефти; нарушены и отчуждены сотни тысяч гектаров земель; происходит уменьшение вылова рыбы в несколько раз; уничтожено более 1 млн. м3 древесины; потеряли свое хозяйственное значение реки и озера, как и вся территория традиционного природопользования коренных народов Севера, составляющая основу их жизнеобеспечения. А ведь традиционное природопользование – это основа экологического подхода, являющегося одним из принципов устойчивого эколого-экономического развития всех северных территорий.

По нашему мнению, основой для выделения территории традиционного природопользования (ТТП) коренных народов ХМАО в современных условиях развития должны стать охраняемые природные территории (ОПТ), где они традиционно проживают. Это выделенная в рамках государственной административной единицы территория с целью сохранения, поддержания или восстановления существующего видового и ландшафтного разнообразия. В настоящее время существуют следующие категории ОПТ: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Если исходить из совместных рекомендаций Международного союза охраны природы и ЮНЕСКО, то ОПТ разделяются на:

–  национальные парки, имеющие юридический статус абсолютно независимого природопользования (их немного);

– провинциальные парки, подчиняющиеся местным властям и имеющие рекреационную направленность;

–  полные резерваты, или резерваты направленного режима на подобие заповедников;

– природные парки и заказники различного профиля (не являются землепользователями).

Поскольку территория ХМАО входит в Евроазиатский центр экологической стабилизации биосферного значения, что кратно увеличивает ответственность за сохранение еще ненарушенных экосистем округа, создаваемые сети ОПТ должны способствовать поддержанию экологического равновесия на местах. Согласно Конвенции о биологическом разнообразии, принятой на встрече в Рио-де-Жанейро (1992), основой сохранения экосистем и биоты должно стать развитие территориальных форм охраны и вовлечение местного населения в процесс устойчивого использования, сохранения и восстановления ресурсов разнообразия биоресурсов. ОПТ – это та форма охраны природы, которая в полной мере отвечает вышеизложенным требованиям и одновременно содействует распространению экологических идей.

На сегодняшний день в ХМАО имеются два заповедника ( общей площадью 874,8 тыс. га), три заказника федерального и пять – местного значения (общей площадью 731,2 тыс. га), а также три памятника природы (общей площадью 1000 га). Общая площадь ОПТ округа равна примерно 1608 тыс. га, т. е. составляет 3,5 % от площади округа. Заметим, что заповедная территория, согласно мировому опыту, обычно составляет 10–15 % от площади территории. В округе в местах компактного проживания хантов образованы государственные природные национальные парки в Березовском районе – Приполярно-Уральский (250–300 тыс. га) и Северо-Уральский (650–700 тыс. га); в Белоярском районе – Нумто (721 тыс. га, в том числе Нумто – 62 км2. Исследователи Института экономики УрО РАН предлагают создать на территории Западной Сибири этноприродные парки (или этнические территории) как один из видов ОПТ с целью сохранения традиционного уклада жизни коренных народов Севера и одновременно экологического равновесия. В частности, ими обосновано создание Ляпинского этноприродного парка на территории Березовского района. Предпосылками для этого служат следующие обстоятельства: уникальность бассейна р. Ляпин (здесь находятся лучшие нерестилища крупнейших в мире стад сиговых рыб); на этой территории относительно развиты все традиционные отрасли (оленеводство, рыбный промысел, звероводство и т. д.); и, наконец, создание этнопарка позволит привести промышленную деятельность в соответствие с интересами коренных народов Севера. К другим видам ОПТ коренных народов Севера относятся родовые угодья (общинные и семейные). Их по округу на конец 2000 г. насчитывалось более 470 в общей площадью 14,15 млн га. В основе выделения территорий, подлежащих охране, лежат комплексная экономическая оценка и дифференциация территории округа. Выделяют пять категорий экологически ценных территорий: для комплексной охраны ландшафтов; для охраны ботанических и зоологических объектов; для охраны отдельных объектов – ботанических, зоологических и ихтиологических. Карта экологически ценных территорий является основой для составления карты ОПТ, для которых следует определить границы и согласовать статус.

В связи с необходимостью сохранения традиционного природопользования как основы поддержания образа жизни, этнической самобытности, культурных традиций коренного населения, в большинстве экологически ценных территорий должно быть предусмотрено традиционное природопользование при условии его оптимизации и контролируемости, а также законодательного закрепления его статуса. Необходимо проводить конкретную оценку ресурсов и разрабатывать соответствующие регламенты природопользования.

Основанием для создания и расширения сети охраняемых природных территорий является ст. 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (от 14 марта 1995 г.). В частности, в Законе оговорено, что «на территории государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов лишь в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических групп и сохранение традиционного образа их жизни…».

В целях гармонизации (сбалансирования) интересов коренного населения и устойчивого эколого-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа как составной части Российской Федерации, в соответствии с идеями концепции устойчивого развития, провозглашенными на Конференции ООН по развитию и охране окружающей среды, по нашему мнению, развитие ТТП должно базироваться на следующих основополагающих принципах.

  1. Принцип устойчивого экономического развития. Развивать экономический потенциал исходя из приоритетов улучшения качества жизни коренного населения и окружающей природной среды его обитания.
  2. Принцип экологической безопасности. При использовании природных ресурсов исходить из ориентации на экологическую безопасность. Применение и освоение более совершенных и малоотходных технологий в целях сохранения среды обитания коренных этносов будет способствовать в будущем восстановлению истощенных в результате промышленного освоения северных территорий.
  3. Принцип платежей, или экономический принцип взаимоотношений. Он основывается на согласовании экономических интересов между недропользователями и коренным населением с целью установления равноправных экономических отношений путем заключения комплексных экономических соглашений, предусматривающих определенные проценты (роялти) или другие виды платежей коренному населению от дохода промышленных предприятий после реализации готовой продукции, а также определение и оптимизацию порядка и размера компенсационных платежей (согласно предложенной методике Института экономики УрО РАН на загрязнение окружающей природной среды с учетом инфляции).
  4. Образовательный принцип. Развивать систему эколого-экономического образования населения округа для повышения образовательного уровня в области экономики и охраны окружающей природной среды с целью устойчивого эколого-экономического развития северных регионов. Чтобы изменить мир, нужно в первую очередь изменить мировоззрение человека, дать возможность проанализировать, осмыслить и осознать все происходящие негативные явления в современном мире, следовательно, дать человеку экологическое образование.

Путем повышения образовательного уровня человек осознает свою ответственность за сохранение природной среды перед будущими поколениями. Следовательно, и для устойчивого экономического развития округа необходимо экологическое образование, прежде всего, в образовательных учреждениях автономного округа.

  1. Правовой принцип. Понимание прав коренных народов на жизнь в соответствии со своей системой ценностей и принятием законодательных актов для их всестороннего развития.
  2. Принцип совместного управления ресурсами, согласно которому, во-первых, представители коренных народов Севера должны участвовать в процессе принятия всех решений по вопросам, касающимся использования (лицензирования, разведки, разработки, добычи, переработки и т. д.) природных ресурсов: минеральных, лесных, водных и т. п.; во-вторых, представители коренных народов Севера должны участвовать в планировании и осуществлении любых мероприятий, направленных на охрану окружающей природной среды:

а) участие коренных этносов в обсуждении, разработке и контроле природоохранных мероприятий;

б) осуществление экологического мониторинга территорий традиционного природопользования с целью защиты исконной среды обитания коренных этносов Севера;

в) участие коренного населения в диалоговом процессе по проблемам охраны окружающей среды; в-третьих, взаимоотношения администрации автономного округа и недропользователей должны проявляться в совместном формировании нормативно-правовой базы.

Иными словами, необходимо согласовать и принять механизм, которого впоследствии должны придерживаться администрация Ханты-Мансийского автономного округа, недропользователи и представители коренных малочисленных народов Севера.

Для формирования такого механизма, по нашему мнению, требуется корректировка действующих на территории автономного округа законодательных актов (например, законов «О недропользовании» и «О разработке углеводородного сырья»); принятие специальных актов, учитывающих социально-экономические, культурные, экологические и экономические интересы коренных народов Севера. Только в итоге соблюдения баланса интересов по схеме «автономный округ +

недропользователи + коренные малочисленные народы Севера» можно обеспечить экономически устойчивое развитие региона в целом.

  1. Принцип содействия. Содействовать представителям коренных народов Севера и поддерживать их инициативы по созданию различных видов организаций и предприятий для их устойчивого экономического развития, в частности промышленных корпораций коренных народов Севера, как одной из форм их самостоятельного экономического развития. В целях обеспечения экономического, социально-экологического устойчивого развития коренных народов Севера необходимо содействовать созданию благоприятной среды для их жизнедеятельности, хозяйствования и духовного возрождения в современных условиях путем целенаправленного, системного согласованного и эффективного применения различных рычагов и механизмов государственной поддержки.
  2. Принцип компенсационных платежей. Суть данного принципа заключается в компенсации негативных последствий в результате промышленной деятельности нефтегазового и других ресурсодобывающих комплексов малочисленным народам в местах их проживания с традиционной хозяйственной деятельностью, который должен включать в себя как минимум возмещение ущерба, обусловленного снижением продуктивности традиционных отраслей деятельности коренных народов. Реализация указанного принципа предусматривает следующие

основные позиции:

–  все, что берется от природы должно быть оплачено, и средства должны быть направлены на восстановительные процессы;

–  ущерб, наносимый традиционной культуре коренных народов Севера, нужно компенсировать и делать это на научной основе;

– территории традиционного природопользования коренных народов Севера должны сохраняться как одна из форм развития их культуры.

Кроме того, в качестве компенсации должны быть выделены средства для создания рабочих мест и профессиональной подготовки кадров из числа малочисленных народов Севера. Этот принцип компенсации осуществляется на экономической основе.

Невыясненным здесь остается вопрос: чем компенсировать ущерб, который наносится природным экосистемам, а также исторически сложившимся формам этнического бытия (в результате утраты культурных традиций и т. д.)? В данном случае экономический принцип компенсации не дает желаемого результата в социально-экологической сфере и выполнении требований устойчивого развития.

Представляется, что здесь вполне возможна натуральная компенсация. Это означает, что природопользователь обязан провести работы, связанные с воспроизводством нарушенных экосистем, рекультивацию земельных участков и т.д. Все указанные мероприятия необходимо контролировать со стороны государства посредством регулирующих органов природопользования. Под эколого-экономическим ущербом от деградации природы подразумевается денежная оценка негативных изменений в окружающей среде, в качестве и количестве природных ресурсов, а также последствий таких изменений. Подобный ущерб и его последствия могут проявляться в самых различных видах и областях, в частности ухудшении здоровья человека из-за потребления загрязненной воды и т. д.

Суммарный объем эколого-экономического ущерба определяется с учетом всех факторов его формирования. Загрязнение окружающей среды, как правило влечет за собой потери и излишние затраты в сфере материального производства (сокращение национального дохода, чистой продукции, прибыли).

В практике уже существуют методики определения эколого-экономического ущерба (разработаны учеными Института экономики УрО РАН) от загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, отчуждения земель и т. д., которые вполне можно применить в условиях северного региона.

В целом переход ТТП на устойчивое развитие предполагает решение следующих проблем: экологизации экономики, экологического образования, оздоровления экологической ситуации и экономического и культурного возрождения малочисленных народов Севера, организации системы государственного управления промышленными предприятиями и охраной природы, обеспечения согласования разных интересов действенным механизмом, установления нравственного норматива устойчивого развития.

В связи с тем, что происходит дальнейшее снижение уровня жизни коренного населения, промышленное освоение минеральных ресурсов должно стать социально-ориентированным, чтобы обеспечить нормальное качество жизни и сохранение здоровья всего населения ХМАО.

По нашему мнению, реализация данных принципов на практике может помочь эффективному развитию ТТП в местах компактного проживания коренных народов Севера, что будет способствовать сохранению культурно-исторического наследия в условиях интенсивной промышленной разработки недр и ухудшения экологической ситуации.

Юридической базой разработки методики определения ТТП в Ханты-Мансийском автономном округе является Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2006 г. №145-ОЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском Автономном Округе – Югре», принятый Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 декабря 2006 г.

Следует отметить, что в Ханты-Мансийском автономном округе на сегодняшний день активно разрабатываются и реализуются мероприятия по возрождению, сохранению и развитию самобытной культуры проживающих на территории округа коренных малочисленных народов Севера.

В этих целях:

– разрабатываются государственные программы возрождения, сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера, в том числе для развития традиционных отраслей хозяйства, устанавливаются необходимые льготы для лиц, относящихся к коренным народам;

– оказывается финансовая помощь, в том числе посредством образования соответствующих фондов и выработки механизма компенсации за использование природных ресурсов и ущерб, причиненный природной среде в местах традиционного расселения коренных малочисленных народов;

–  решаются вопросы, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, с учетом их мнения;

–  создаются условия для участия коренных малочисленных народов в работе органов государственной власти и местного самоуправления, оказывается содействие в развитии самоуправления в соответствии с национальными традициями и обычаями;

–  создаются условия для развития национальной культуры, возрождения, сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера, осуществляется подготовка национальных кадров;

– в установленном порядке образуются в местах компактного проживания коренных народов Севера национальные поселки и национальные сельские поселения;

–  выделяются территории традиционного (приоритетного) природопользования и при необходимости – резервные территории (резерванты), решаются вопросы выделения родовых угодий.

По нашему мнению, именно восстановление прежних форм традиционного природопользования и соответствующих им форм организации труда коренных малочисленных народов Севера при современном их организационно-техническом и технологическом обеспечении на территориях традиционного природопользования открывает путь к всестороннему процветанию и росту благосостояния коренных народов Севера Российской Федерации.

 

Материал подготовлен специально к Международному дню
Коренных народов мира, сотрудником Фонда развития
национальных и федеративных отношений «СБЛИЖЕНИЕ»
Софией Михайловной Чиковани;

Категория: Новости, Разное