12:06 дп - Четверг Июль 19, 2018

Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания

Автор | 10.10.2013
все религии

Религия играет большую роль в российской общественной жизни, однако те, кто не являются специалистами по религии, часто не осознают того, что религия – это многоцветие традиций и движений, а не мертвая застывшая традиция какого-либо народа. Для того, чтобы разобраться в религиозной политике и роли различных церквей в обществе недостаточно просто идеологии, необходимо увидеть сами религиозные общины и верующих. Взгляд на российскую религиозность со стороны ученых из регионов России и из разных стран мира был представлен на III Международной научно-практической конференции «Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания», которая прошла 2-5 октября на базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Помимо исследователей в работе конференции приняли участие журналисты, а также представители государственной власти и религиозных объединений.

Уникальность конференции в Нижнем Новгороде состоит в том, что организаторы сочетают научные доклады и посещение самих церквей и общин самых разных направлений — от православных и мусульман до мормонов и индуистов. Основная цель конференции — социологический анализ религиозной ситуации, политики властей с искренним интересом к жизни конкретных общин и верующих, осознанием важности диалога с широким кругом конфессий и религий. Такого рода подход, как оказалось во время дискуссий, освобождает от стереотипов и фобий, от таких идеологем как «секты» или «традиционные религии» и больше всего соответствует европейской практике  взаимодействия общества, власти и религий.

Один из организаторов конференции доцент НГЛУ Ольга Шиманская в своем докладе отметила наличие в России цивилизационного кризиса в условиях набирающей ход десекуляризации, которая понимается то, как просто усиление религиозного фактора в общественной жизни, то как контрсекуляризация, которая агрессивно утверждает необходимость учета религиозных норм в политике, праве, экономике, культуре. По мнению Шиманской, РПЦ связывает служение Христу в том числе и с десекуляризацией, возрождением и строительством храмов, наращивая инфраструктуру на общероссийском уровне и на местах. Однако формированию открытого гражданского общества, уважению различных традиций и культур помогает социальное служение церквей, что хорошо видно на примере не только православных, но и католиков, протестантов, старообрядцев.

1329027008_arianie-462cce63df6e1c88e8c7Итоги исследований ученых из разных стран показали, что при всей разнице в понимании того, что такое свобода совести и светское государство, религия не только сохраняет, но и преумножает свое значение в качестве социального регулятора. Важность развития этой темы отметила в своем приветствии проректор по научной работе НГЛУ им. Н.А. Добролюбова проф., д.ф.н. Елена Гриценко, что подчеркнуло особенность миссии НГЛУ в анализе религиозных традиций. Ученый из Нидерландов Рональд Фредерик сообщил, что в Голландии нет религиозного образования в школах и нет понятия «патриотизм» в учебниках, поскольку это считается идеологией. В школе же знакомят учеников с идеями разных партий, движений и религий страны. Профессор Тульского государственного университета Елена Мирошникова отметила, что неконфессиональные модели образования все больше распространяются и в Европе, и в других странах мира. Образование в светской школе становится нейтральным, но не равнодушным, а уважительным по отношению ко всем религиям. Вот конкретные примеры: в Японии запрещено на бюджетные средства заниматься конфессиональным образованием, в школе даются на выбор основы всех религий и синтоизм. В Индии и Непале уроки по религии могут быть только в качестве факультатива. В Китае конфуцианство является обязательным предметом. А в вузах преподается введение в религиоведение, изучаются классические тексты буддизма, христианства и т.д. Нейтральное обучение религии на выбор учащихся есть в Уругвае, Дании, Великобритании, Словении, Турции. В Норвегии введение основ христианства в обязательном порядке было оспорено гуманистами и мусульманами, в результате чего также был введен предмет на выбор. В Германии изучение религии на выбор является обязательным предметом, однако там государство, по словам Мирошниковой, ищет выход, как избежать деления учащихся по признаку религии в классе. Об опасности замены теологией религиоведения была сказано в докладе профессора РГГУ Николая Шабурова.

Многие движения предстали в докладах исследователей в совершенно ином свете, не так, как их представляют себе СМИ и правоохранительные органы. Владимир Яшин (Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского) проанализировал патриотическое и космополитическое в русском неоязычестве, в том числе на примере омской Инглистической церкви. Неоязычники мыслят в парадигме диалектики родины и космополитизма. Локализация утраченной родины довольно условна, неоязычники помещают ее в дух арийского мифа, одновременно с этим используют мотивы изгнания из иудейской традиции. Но тем самым неоязычники вырывают русский народ из исторических координат и делают его частью сакрального пространства. В Западной Европе неоязычество часто становится частью сохранения локальной традиции, в России это движение многолико, в Архангельске, к примеру, получило развитие неоязыческое поморское движение, которое считает себя почвеннической традицией, но не православной, а идущей из древности языческой поморской идеей.

Религиовед, профессор Сергей Иваненко отметил стабильность религиозной ситуации в России, в частности, в сфере развития новых религиозных движений (НРД). По его словам, большого роста этих движений сейчас нет. Становясь членом НРД, человек не становится преступником, сохраняет ценности, которые он воспринимал с детства, большинство НРД переосмысляет многие идеи, делая их более созвучными нормам российской действительности. Подчеркнув важность религиоведения как науки, Иваненко также предложил внести в этический кодекс религиоведа положение о том, что пора перестать основывать все свои выступления на критике РПЦ.

Целый ряд докладов был посвящен конкретным социальным проектам церквей. Владислав Михеев (Объединение церквей христиан веры евангельской «Посольство Иисуса» по Нижегородской области) отмечал успехи пятидесятников в развитии центров по реабилитации наркозависимых (в 2006 году было 3 центра, а в 2013 их уже 20, в них проходит реабилитацию 260 человек). Действует Социальный реабилитационный центр для бомжей на 40 чел., несколько церквей вместе убирают территорию города, раздают одежду неимущим.

Анна Аникина («Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия») также представила данные анкетирования членов пятидесятнических церквей Нижнего Новгорода, которые показали приверженность семейным ценностям, знание о своей вере, активную гражданскую позицию.

Олег Гончаров, один из руководителей Церкви христиан адвентистов седьмого дня и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, участвовавший в дискуссии, заметил, что в сфере социального служения часто происходит монополизация, и протестантов не допускают к рынку социальных услуг, отчего многие проекты страдают.

Социальная работа Объединения церквей евангельских христиан-баптистов Нижегородской области была освещена в докладе представителя объединения Вадима Кругликова. Баптисты области также занимаются реабилитацией алко и наркозависимых, устраивают молодежные лагеря, устраивают межконфессиональные субботники в городе. Одним из ярких общественных достижений Церкви ЕХБ стала организация футбольной команды, которая провела матч с представителями администрации Нижнего Новгорода.

Тема социального служения протестантов была раскрыта в докладе Романа Лункина (ведущий научный сотрудник Института Европы РАН) «Российский протестантизм: успехи и противоречия демократического воспитания верующих». По словам Лункина, последние 20 лет развития евангельских церквей от баптистов, евангельских христиан, методистов до пятидесятников и адвентистов показывают, что социальная активность протестантов отнюдь не являлась только раздачей гуманитарной помощи, а стала частью гражданского воспитания верующих в демократическом духе как независимых и активных граждан, строящих цивилизованное общество вокруг себя. Демократичность протестантского сообщества часто контрастирует с заявлениями официальных лидеров, которые выражают крайнюю степень лояльности власти, что вызывает раздражение среди региональных лидеров и активистов. Вместе с тем, необходимость приспосабливаться к власти была заложена еще в советский период, в настоящее время компромиссы с чиновниками, манипулирование со стороны власти церквями и лидерами также стали частью реальной религиозной политики.

Роман Ледков (Всероссийская общественная организация «Объединение людей, живущих с ВИЧ») рассказал о том, какая невероятно большая, скрытая пока от глаз общественности работа проводится в поддержку людей с ВИЧ в христианских церквях России, как в православных, так и протестантских.

Активное служение обществу со стороны клириков и мирян РПЦ было отмечено в докладе профессора Свято-Тихоновского православного университета Татьяны Зальцман. По ее словам, в РПЦ энергично развивается процесс диаконического образования, в рамках ПСТГУ действует с 2010 года отделение по социальному служению, в СПДА есть свои программы в этой сфере, всего же 260 вузов дают образование по социальной работе. Профессор Галина Широкалова (Нижегородская сельскохозяйственная академия), также один из организаторов конференции и посещений религиозных организаций, представила доклад «Монастырь как институт социального служения». Помимо этого, профессор Широкалова, как и Ольга Шиманская, стали проводниками участников конференции по социальным проектам различных церквей.

Одно перечисление встреч религиоведов с верующими создает впечатление о богатой религиозной культуре Нижегородской области. В рамках программы конференции было посещение храма преп. Сергия Радонежского Нижегородской митрополии РПЦ, беседа с настоятелем храма о. Игорем Балабановым, который рассказал о том, как в приходе работают с зависимыми и созависимыми, с детьми с синдромом Дауна. В Нижегородской Духовной семинарии ученые осмотрели епархиальный музей и Благовещенский монастырь. В храме Успения Пресвятой Богородицы Русской Православной Старообрядческой церкви выступил мужской, женский и детский хор, всех напоили чаем, а директор воскресной школы Александр Лебедев рассказал о том, как его внуки ходили в Великорецкий крестный ход. Знакомство с опытом социальной работы церкви Христиан-Адвентистов седьмого дня прошло в Доме молитвы, где также был показан концерт духовной музыки. В баптистской церкви перед собравшимися выступил епископ Объединения ЕХБ по Нижегородской области, республике Чувашия Василий Козарезов. С работой «Каритас» католического прихода Успения Пресвятой Девы Марии познакомил священник Александр Конев. Помимо этого, были встречи в Нижегородской общине Общества Сознания Кришны, Библейском центре «Посольство Иисуса» РОСХВЕ (пастор Павел Рындич), в Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов).

В качестве завершающего аккорда конференции было две поездки (на выбор) — в Ветлугу и Ветлужский район Нижегородской обл., д.Чухломка в теперь уже широко известный индуистский монастырь «Дивья Лока», а также в Городец. Восстановленный недавно Феодоровский монастырь г. Городца, по легенде место упокоения князя Александра Невского, стал в настоящее время просветительским центром новой епархии во главе с епископом Городецким Августином (Анисимовым). В сентябре 2009 года, когда патриарх Кирилл посещал Городец, он сразу задал вектор развития монастыря, отметив, что он должен стать образовательным и миссионерским центром для города. В рамках монастыря теперь работают с детьми из детских домов, устраиваются концерты и показы кино, проводятся занятия в рамках ноу-хау епископа Августина – «Народной академии». В академии изучают православную культуру, историю своего края, такой предмет как «родоверие», проводятся лекции в музеях Городца. Несмотря на то, что жители Городца пока не являются столь активными прихожанами, но монастырь и епархия постепенно делают Церковь более открытой и понятной.

Значение такого рода конференций и встреч в том, что они делают более открытыми и веротерпимыми и журналистов, и чиновников, и официальных представителей РПЦ. От Нижегородской епархии РПЦ с докладами на конференции никто не выступал, а присутствовавший глава Отдела по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями протоиерей Михаил Поройков заявил, что, по его мнению, толерантность – это медицинский термин, означающий прекращение жизни. Однако на практике жизнь расцветала яркими религиозными красками, как православными, так и красками других конфессий и религий.

Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Источник: РЕЛИГИЯ И ЗАКОН Информационно-аналитический портал

С этой статьей читают:

Категория: Конфессии