10:36 дп - Вторник Август 14, 2018

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Автор | 03.08.2013
Federalizm_map_konnstitucia_Russia

Проблема развития федеративных отношений за последние два века была предметом пристального внимания, как политиков, так и представителей политической и правовой мысли многих стран, и особенно тех, которые избрали для себя эту форму государственно-территориального устройства. Россия позже других вступила на этот путь, и можно с уверенностью сказать, что из всех направлений переживаемых ею радикальных преобразований, развитие федеративных отношений идет наиболее результативно. Однако далеко не все вопросы становления новой российской государственности решаются легко и просто. Став федерацией de jure, Россия еще не стала в полной мере федерацией de facto. Предстоит большая и сложная работа по развитию федеративных отношений, в том числе и в области их конституционно-правового обеспечения. Это важнейшее из обстоятельств, определяющих актуальность предлагаемого курса.

Мировой опыт свидетельствует о том, что большинству федеративных государств в процессе становления федеративных отношений пришлось преодолеть немало сложностей, межэтнических столкновений и даже вооруженных конфликтов. Путь, пройденный другими странами, следует тщательно анализировать, чтобы взять для себя все ценное и, по возможности, предотвратить ошибки. При этом зарубежный опыт следует воспринимать критически, избегая прямого заимствования, что в истории становления федеративных отношений в других странах нередко приводило к негативным результатам. Государство и общество слишком сложная система, обладающая уникальными внутренними связями и отношениями, нарушение которых вызывает трудно устранимые, а порой и необратимые последствия. Всякие общественные преобразования в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, должны проводиться с учетом собственной истории, культурных традиций, особенностей национального менталитета, исторических судеб населяющих ее народов. Поэтому целью данного курса является уяснение студентами наиболее важных теоретических и практических проблем становления российского федерализма, поиски оптимальных путей их решения. Это возможно осуществить только с помощью сравнительного анализа особенностей проявления общих принципов и закономерностей становления федеративных отношений в практике реально существующих федераций, а также исторического экскурса, позволяющего проследить динамику процессов сближения стран и народов на пути создания прочных союзных объединений в лице единого федеративного государства, граждане которого независимо от национальной, расовой и конфессиональной принадлежности идетифицируют себя с данным государством, поддерживая необходимый уровень толерантности и взаимного уважения.

Задачами предлагаемого учебного курса является активизация творческого потенциала студентов, развитие у них интереса к исследованию юридической природы федерализма, к совершенствованию правовых механизмов обеспечения функционирования правового, демократического, федеративного Российского государства.

         В результате изучения курса студенты должны знать:

·  Основные понятия о федерализме и федеративном государстве, принципы федерализма, основные концепции федерализма.

· Особенности национальных моделей федеративных государств.

· Основные тенденции развития отечественных федеративных отношений.

· Правовые механизмы регулирования федеративных отношений в России и пути их совершенствования.

·  Способы конституционно-правовой защиты государственной и территориальной целостности Российской Федерации.

Студенты должны уметь:

· Пользоваться научными методами (аналитическим, историческим, сравнительным, правовым и другими) для исследования правовых основ российского федерализма.

· Объективно оценивать исторический вклад каждого федеративного государства в развитие теории и практики федеративных отношений.

· Выделять из мировой юридической практики развития федеративных отношений наиболее ценные и значимые положения, которые могут быть творчески применены в условиях России.

В ходе изучения курса по усмотрению преподавателя и с учетом интересов слушателей им может быть предложено выполнить какую-либо творческую работу: контрольную работу, реферат, анализ правовых актов, составить сопоставительную таблицу и т.д.

Семинарские занятия преследуют цель более основательно изучить мировой опыт федеративного устройства, проанализировать причины достижений и просчетов существующих и исчезнувших федераций, углубить знания студентов в области отечественной истории государства и права, то есть всего того, что имеет непосредственное отношение к процессам создания и упрочения Российской Федерации.

Семинарские занятия могут быть организованы как в форме традиционного обсуждения поставленных вопросов, так и в форме разработки проектов законодательных актов, конференций, дискуссий по докладам, тематика которых вместе со списком юридических источников и научной литературы по темам приводится в данной программе.

Раздел I

Федеративная форма государственного устройства: теория и международно-правовой опыт.

Тема 1. Федерализм: понятие и конституционно-правовые принципы

Федерализм как форма государственного устройства: понятие, сущность, природа федеративного государства. Федерация и конфедерация. Федерация и унитарное государство. Плюсы и минусы федеративного устройства. Федеративное устройство государства как основа для сохранения и укрепления единства демократического правового государства. Федерализм как система. Конституционно-правовые принципы федерализма. Типология современных моделей федерализма. Симметричные и асимметричные федерации. Методология исследования процесса становления и развития федеративных систем. Способы образования федеративных государств. Перспективы развития мирового федерализма. Историография вопроса.

Тема 2. Развитие идеи федерализма и его теоретических моделей в истории политической и правовой мысли.

Идея объединения народов в истории политической и правовой мысли Древнего мира и Средних веков. Атлантида Платона — первый опыт конфедеративной утопии. Древнеримские федеративные общины (foederatae civitas), союзы провинций и их юридическое закрепление. Цицерон о союзе человечества как юридическом принципе, вытекающем из единого естественного права. Сенека, Марк Аврелий о единстве человеческого рода. Римские юристы о единой юридической организации человечества. Средневековые доктрины всемирной теократии и юридического светского единодержавия.

Идеи объединения стран и народов эпохи Возрождения. Н. Макиавелли о способах объединения государств. Федералистские идеи Ж. Кальвина. Значение кальвинизма для формирования федеративных государств. И. Альтузий о федерализме и видах союзов государств. Ш. Монтескье о сильных и слабых сторонах федеративных отношений и развитие их Ж. Кондорсе, А. Тюрго и др. Значение этих идей для создания Европейского Союза.

Развитие идей федерализма в Новое время А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем в сборнике «Федералист». Теория делимости суверенитета А. де Токвиля, Г. Вайца. Сепаративные теории Д. Кальхауна, М. Зейделя и других. Договорная федерация и способы преодоления сепаратизма. Унитарная теория П. Лабанда и Г. Еллинека. Федерация как организованное единство. Правовые основы федеративного государства. Влияние этих теорий на российскую школу государственного права.

Разновидности современных федераций по способу образования: договорная, централистская, кооперативная.

Тема 3. Национальные модели федеративного государственного устройства и особенности их становления.

Предпосылки для возникновения федераций как государственно-правовых образований. Диалектика двух тенденций федеративного устройства: укрепление национального единства и децентрализация. Противоречия и конфликты при образовании федераций и способы их преодоления в различных странах.

Соединенные Штаты Америки как классический пример федеративного государства. Образование США и политическая борьба вокруг юридической природы федерации между конфедералистами и сторонниками единого федеративного государства. Централизм А. Гамильтона. А. де Токвиль о природе и основных чертах американского федерализма. Особенности становления национального менталитета населения Соединенных Штатов Америки. Правовые основы федерализма в США. Разделение власти и роль судебной системы в обеспечении единства федеративного государства.

Канадская модель федерализма и ее исторические корни. Юридические источники канадского федерализма. Сильные и слабые стороны канадского федерализма. Законотворческая деятельность субъектов федерации и их роль в становлении канадской правовой системы.

Федеративная Республика Германия  как модель кооперативной федерации. Роль федеративных отношений в послевоенном возрождении Германии и преодолении последствий тоталитарного режима. Конституционные основы германского федерализма. Правовое закрепление «двойной гарантии» нерушимости федеративного устройства. Правовой статус субъектов германской федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти земель.

Опыт федеративного развития Швейцарии. Разрешение проблемы языковых и национальных особенностей населения при формировании Швейцарского Союза. Правовая система Швейцарии и роль кантонального законодательства в ее формировании.

Индийская модель федерализма – исторический пример перехода к единому федеративному государству бывших колониальных территорий на полуострове Индостан. Административно-территориальное деление по лингвистическому признаку. Правовое положение субъектов федерации. Особенности взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов индийской федерации. Предметы ведения федерации и штатов. Особый статус штата Джамму и Кашмир. Судебная система и ее роль в укреплении единства государства. Правовые механизмы сохранения целостности и преодоления сепаратизма.

Латиноамериканский федерализм и его особенности. Сравнительный анализ североамериканского и южно-американского федерализма. Латиноамериканский федерализм как исторический компромисс между централистскими и сепаратистскими тенденциями. Армия как политический арбитр. Особенности становления правовых систем и утверждения демократических начал в латиноамериканских федерациях. Правовое закрепление распределения сфер компетенции между центром и регионами. Федеральный центр и местные органы самоуправления.

Югославская модель федерализма. Идея объединения балканских народов в исторической ретроспективе. Роль антифашистского движения в образовании федерации на Балканах. СФРЮ как пример федерации, построенной по национальному признаку. Роль Союза коммунистов Югославии в становлении федерации и ее распаде. Слабость правового механизма функционирования федеративной системы и защиты единства государства. Динамика нарастания деструктивных тенденций и их трагические последствия.

Тема 4. Мировой опыт разрешения ключевых проблем становления федеративных отношений.

Общие проблемы федеративных государств: вопросы суверенитета; предметы ведения и полномочий федерации и ее субъектов; создание механизма поддержания баланса интересов внутри федерации; создание условий для экономического выравнивания регионов и условий жизни людей; создание единой правовой системы федеративного государства и механизма реализации права; сохранение целостности союзного государства.

Проблемы суверенитета. Исторический опыт США в теоретическом и практическом ее разрешении. Идейная борьба относительно правовой природы федеративного государства в период образования США. А. Гамильтон, Д. Вашингтон, Д. Джей, Д. Маршалл как идеологи единого централизованного федеративного государства с сильным центром. Аргументы Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, Д. Кальхауна в пользу сохранения большей самостоятельности и расширения полномочий штатов. Идея государства-нации и ее юридическое обоснование Массачусетской школой права (Д. Маршалл, Д. Кент, Д. Стори, Д. Вебстер).

Опыт правового закрепления разграничения предметов ведения и полномочий в современных федеративных государствах: делегирование полномочий, остаточные полномочия, подразумеваемые полномочия. Тенденция усиления позиций федерального центра и создание баланса интересов центра и регионов. Исключительные полномочия центра и регионов. Совместные полномочия. Конкурирующая компетенция. Параллельная компетенция. Естественное наложение юрисдикций. Опыт координации отношений между федеральным центром и регионами в сфере разграничения предметов ведения и полномочий и законодательного разрешения возникающих при этом противоречий и конфликтных ситуаций. Правовые гарантии разграничения предметов ведения и полномочий и создание эффективной системы контроля за исполнением конституционных предписаний. Юридическое закрепление принципа субсидиарности.

Правовая система федеративных государств и роль субъектов федерации в ее становлении и функционировании. Правотворческая деятельность субъектов федерации и ее национальные особенности. Опыт разрешения коллизии норм, определяющих компетенции союза и составляющих его субъектов.

Выравнивание уровня экономического развития регионов, достижение экономического равновесия внутри федерации.

Правовое обеспечение сохранения целостности и политической стабильности федеративного государства, поддержания баланса интересов его частей, процессуальный механизм разрешения споров и конфликтов. Принцип федеральной интервенции в дела регионов. Механизм разрешения пограничных споров и территориальных претензий внутри федерации.

Раздел II

Конституционно-правовые основы российского федерализма.

 Тема 5. Особенности становления российского федерализма.

Исторические тенденции в становлении и развитии Российского государства: федерализм и унитаризм. Н.И. Костомаров о федеративных началах в Древней Руси. Развитие России как централизованного, унитарного, многонационального государства.

Попытки либеральных реформ в начале XIX в. и зарождение федералистских идей в России. Проекты М. Дмитриева-Мамонова, Н. Муравьева. Влияние политического и правового опыта США. Аргументы П. Пестеля против федеративного устройства России. Концепции федерализма представителей российского анархизма. Идея федерации славянских народов М. Бакунина. П. Кропоткин о союзе народов и федеративном договоре. А. Герцен о праве на отделение и самобытность развития народов России. Федерализм левых радикалов и его утопический характер. Проблемы федерализма в трудах представителей российской школы государственного права (А.С. Ященко, С.А. Корф, Ф.Ф. Кокошкин, Б.Э. Нольде, М.Я. Лазерсон, М.П. Драгоманов, И.А. Ильин и другие).

Марксизм о федерализме. Эволюция взглядов лидеров большевизма на федерализм. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Противоречивый характер советского федерализма как средства разрешения национального вопроса.

СССР как единое союзное государство. Сочетание в нем унитарных, конфедеративных и федеративных начал как потенциальная угроза единству государства. Отсутствие в СССР правового механизма сохранения единого государства. Подлинные и мнимые причины распада СССР.

Переход России к подлинному федерализму. Нарастание сепаратистских тенденций и «парад суверенитетов» – угроза целостности России. Попытка образования Уральской Республики. Этапы формирования Российской Федерации. Федеративный Договор 31 марта 1992 г. Конституция 1993 г. как юридическое оформление Российской Федерации.

Тема 6. Конституционные принципы Российского федерализма.

Российская Федерация — единое, федеративное, демократическое, правовое государство. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации. Равноправие субъектов Российской Федерации. Асимметричный характер Российской Федерации.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Сочетание национально-территориального и административно-территориального принципов в государственном устройстве Российской Федерации. Принцип субсидиарности как гарантия защиты демократических устоев общества, обеспечения прав и свобод личности в федеративном государстве.

Принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Единство системы государственной власти в Российской Федерации. Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. Принцип единства системы органов государственной власти и его конституционное закрепление.

Принцип приоритета федерального законодательства перед законодательством субъектов Российской Федерации. Единство системы судебной власти. Конституционная юстиция Российской Федерации.

Тема 7. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Организация власти и управления в субъектах Российской Федерации. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации: экономические, политические, географические, этнические, социально-культурные и другие характеристики. Регионы доноры и реципиенты. Депрессивные территории.

Понятие статуса субъекта федерации. Историческая обусловленность разнообразия статусов субъектов Российской Федерации и конституционное закрепление их равноправия в составе государства. Проблема изменения статуса субъекта Российской Федерации и приема в ее состав новых членов.

Проблемы властеотношений в «сложнопостроенных» субъектах Российской Федерации и перспективы разрешения противоречий между краями, областями с входящими в их состав автономными округами.

Органы государственной власти и управления в субъектах Российской Федерации. Проблемы местного самоуправления.

Правотворчество субъектов Российской Федерации и его роль в формировании российской правовой системы. Характер и объем правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации. Трудности регионального правотворчества. Перспективы развития единой взаимоувязанной нормативной системы Российской Федерации. Проблема соответствия правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству. Мировой и отечественный опыт разрешения данного противоречия. Необходимость системы контроля за соответствием регионального законодательства федеральному законодательству и создания механизма устранения данного противоречия.

Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. Юридическая природа, организация и компетенция конституционных (уставных) судов. Статус судей конституционных (уставных) судов. Законодательство субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных судах).

Тема 8. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе российского федерализма и проблемы его правового регулирования.

Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Понятие предмета ведения. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами — фундаментальный принцип федерализма. Способы разграничения предметов ведения в практике мирового федерализма.

Конституционное закрепление предметов ведения в Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации (ст. 71). Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72). Предметы ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73). Понятия «совместное ведение» и «совместная компетенция», «полномочия Российской Федерации». Конституционные основы правового регулирования по предметам ведения.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, договоры и соглашения между федеральными и региональными  органами государственной власти как источники формально-правового его обеспечения. Способы юридического оформления передачи органами исполнительной власти федерального и регионального уровней друг другу по взаимному соглашению осуществления части своих полномочий. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Тема 9. Юридическая природа договорных процессов между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашения о передаче федеральными органами исполнительной власти органам власти субъектов Федерации осуществления части своих полномочий как способ учета и согласования федеральных и региональных интересов. Уникальность подобной практики в истории мирового федерализма.

Этапы договорного процесса в Российской Федерации. Договоры первого этапа, между Российской Федерацией и республиками Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутией), их стабилизирующее значение для сохранения целостности России в период «парада суверенитетов». Договоры второго этапа. Содержание договоров и соглашений.

Влияние договорно-правового регулирования на развитие экономических и политических процессов в отдельных регионах страны. Роль договоров и соглашений в упрочении федеративных отношений.

Проблема приведения ряда положений договоров и соглашений в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Тема 10. Бюджетный федерализм: сущность, проблемы и пути совершенствования.

Бюджетная система Российской Федерации, ее уровни и законодательное закрепление между ними бюджетных полномочий. Понятие и сущность бюджетного федерализма. Конституционная модель бюджетного федерализма. Особенности бюджетного федерализма в России. Сферы бюджетного федерализма. Региональная политика и бюджетный федерализм. Единство бюджетной системы. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов. Пути повышения эффективности системы бюджетного федерализма: международный опыт и его значение для России. Диспропорции в развитии регионов и основные проблемы бюджетного федерализма в России. Совершенствование правовой базы бюджетного федерализма.

 Тема 11. Обеспечение государственной целостности Российской  Федерации.

Понятие государственной целостности. Принципы обеспечения государственной целостности. Правовая основа государственной целостности.

Предупреждение споров и разногласий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между органами их власти.  Юридические способы разрешения конфликтных ситуаций.

Механизмы обеспечения государственной целостности Российской Федерации. Гарантии исполнения требований Конституции, федеральных законов, решений судебных органов Российской Федерации. Применение санкций.

ИСТОЧНИКИ

Конституция Российской Федерации. 1993 г., М.: 1993.

Федеральный конституционный закон от 31.12. 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. СЗ РФ. 2001. № 51).

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. № 13. Cт. 1447. СЗ РФ. 2001. № 51).

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении» (СЗ РФ. 2001. № 23).

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1).

Федеральный закон от 24.06.1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176).

Конституция (Основной закон) Российской Советской Федера­тивной Социалистической Республики. Принята на внеочередной седь­мой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 27 октября 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., – М., 1991.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации  Рос­сии (в редакции 10 декабря 1992 г.). М., 1993.

Федеративный договор: Документы. Комментарий. М.: Рес­публика. 1992.

Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Утвержден I Съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 г. // Сборник нормативных актов по советскому государствен­ному праву. М., 1984.

Сборник договоров и соглашений меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. – М., 1997.

Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1996. Вып. 1-2.

Уставы краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов Российской Федерации. М., 1995 – 1997. Вып. 1-4.

Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.

Конституции зарубежных государств. М., 1997.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998.

Остром В. Смысл американского федерализма. М., 1993.

Федерализм. Энциклопедический словарь. М., 1997.

Федерализм: энциклопедия. М., 2000.

Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнитель­ный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.

Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ): Учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Марченко.М., 2000.

Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.

Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н.И. Химичевой. М., 2001.

Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2001.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Тема 1. Федерализм как форма государственного устройства.  

Вопросы для обсуждения:

1.   Федеративное государство: понятие, сущность, природа.

2.   Способы образования федеративных государств.

3.   Федерализм как система. Конституционные принципы федерализма.

4.   Перспективы развития европейского федерализма.

Темы докладов и рефератов:

1.Федерализм и демократия.

2.Федерализм и национальные отношения.

3.Маастрихский договор и расширение Европейского сообщества.

При рассмотрении первого вопроса требуется уяснить, что такое федерализм как форма государственного устройства, отличие федерации от конфедерации и унитарного государства, характер государственной власти, опирающейся на общую волю и полновластие народа. Необходимо отметить юридический характер взаимоотношений федерации и ее субъектов, обладающих конституционно закрепленной самостоятельностью, системой своих высших государственных органов и других атрибутов государственности, собственное законодательство, которое должно соответствовать в своих принципиальных основах федеральному законодательству.

Второй вопрос, касающийся способа образования федераций, теоретически достаточно сложен и дискуссионен, особенно, когда речь идет о так называемых договорных и конституционно-договорных путях образования нового государства. Рассмотрение данного вопроса предполагает экскурс в историческое прошлое федеративных государств, а также в ряд других отраслей права.

Федерализм как система, функционирование федеративного государства, состоящего из ряда субъектов (элементов) и являющегося новым качественным состоянием, подчиняется общим положениям теории систем. Поэтому к нему применимы все свойства системы: целостность, динамизм, многофункциональность, иерархичность, информационность, управляемость и т.д. Далее эти положения как и принципы федерализма будут более детально изучены в других темах спецкурса.

Четвертый вопрос логически завершает тему. Происходящие в Европе интеграционные процессы высветили массу новых крупномасштабных проблем, требующих поиска нестандартных решений и адекватного реагирования на вызов исторического времени.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Аболин О. Ю. Всемирный и европейский федерализм. Вероят­ные перспективы // Политические исследования. 1994. № 5.

2.   Асимметричность федерации. М., 1997.

3.   Василенко И. Федерализм или унитаризм? // Власть. 1994. № 8.

4.   Калина В.Ф. Федерализм: понятие и конституционные принципы. // Юриспруденция. 2002. № 1.

5.   Козлов А. Е. Федеративные начала организации государствен­ной власти в России. М., 1996.

6.   Лысенко В.Н. Что мы строим в России: симметричную или асимметричную федерацию? // Федерализм. 1998. № 1(9).

7.   Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: От Европейского сообщества до Европейского союза. М., 1998.

8.   Фадеева Т. М. Европейский союз: многонациональное государ­ство или Европа регионов // Федерализм. 1996. № 2.

9.   Чиркин В. Е. Современный федерализм: сравнительный ана­лиз. М., 1995.

Тема 2. Развитие идеи федерализма в истории политической и правовой мысли.

Концепции федерализма.

Вопросы для обсуждения:

1.   Идея объединения народов в истории политической и правовой мысли от древности до Нового времени.

2.   Взгляды на федерализм мыслителей Нового времени.

3.   Идеи «Федералиста» и их значение для развития теории и практики федерализма.

4.   Основные концепции федерализма.

Темы докладов и рефератов:

1.   Конфедеративная утопия Платона.

2.   Цицерон, Сенека, Марк Аврелий о союзе человечества.

3.   Ш. Монтескье о разделении властей и федерализме.

4.   А. де Токвиль о федерализме в Америке.

5.   Сборник «Федералист» и его значение для современности.

Следует отметить, что идеи объединения государств и народов от древности и до конца XVIII в. носили утопический характер. Среди целей такого объединения была и несомненно гуманная – избавления человечества от войн. По форме это были конфедерации, примером которой служит легендарная Атлантида Платона.

Показывая вклад политических мыслителей и юристов Древнего Рима, важно отметить, что они впервые возвели союз человечества не только в нравственный постулат, но и в юридический принцип, распространив его на все человечество и связав с естественным правом. Юридическая организация человечества в представлении античных авторов основывалась на их понимания природы государства.

Характеризуя идею объединения стран и народов в средние века, важно уяснить влияние христианства и его понимания божественной воли как направления мира к единой цели в лоне христианской церкви.

Анализируя взгляды Н. Макиавелли, Ж. Кальвина, И. Альтузия и других современных им политических мыслителей, важно показать их влияние на формирование политической и правовой культуры, ставшей идейной основой развития федеративных отношений.

При рассмотрении второго вопроса необходимо показать вклад в теорию государства и права Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье и значение их трудов для развития западной цивилизации и практики создания федеративных государств.

Третий вопрос посвящен изучению классического труда трех американских политических деятелей и теоретиков федерализма – А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея. Целесообразно заслушать доклад или отдельные сообщения и провести обсуждение, обратив особое внимание на то, как идеи «Федералиста» воплотились на родине авторов, и какую роль они сыграли для практики федеративного строительства в других странах.

Рассмотрение четвертого вопроса следует начать с уяснения понятия суверенитета, разделения властей, поскольку они составляют ядро всех теоретических концепций федерализма. Характеризуя каждую концепцию, необходимо обосновать ее сильные и слабые стороны, показать, как они проявились в практике государственного строительства, какие политические силы брали их на вооружение в различных странах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калина В.Ф. Развитие идеи федерализма в истории человечества. / Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.

2.  Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996.

3. Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955.

4. Платон.  Соч. в 4-х тт. Т. 4. М.

5. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс. 1192.

6. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея. М., 1993.

7. Ященко А. Международный федерализм. Идея юридической организации человечества в политических учениях до конца XVIII века. М., 1908.

Тема 3. Национальные модели федерализма: особенности их становления и развития.

Вопросы для обсуждения:

1.   Исторические предпосылки возникновения федераций. США как классическая модель федеративного государства.

2.   Канадская модель федерализма.

3.   Кооперативный федерализм ФРГ.

4.   Азиатские модели федерализма.

5.   Латиноамериканский федерализм.

6.   Федерализм в странах бывшей социалистической системы.

Темы докладов и рефератов:

1.   Исторические предпосылки образования современных федераций.

2.   Алексис де Токвиль о природе и основных чертах американского федерализма.

3.   Канада и Россия: сравнительный анализ федеративных систем.

4.   Влияние США на становление и развитие федерализма в Латинской Америке.

5.   Федерализм и национальные отношения.

Прежде всего необходимо выяснить исторические предпосылки возникновения федераций как государственно-правовых образований. Это развитие рыночных отношений, утверждение либеральных и демократических начал в экономике и политике, борьба заморских территорий против европейских стран-метрополий, достижение ими экономической и политической независимости. Следует обосновать причины различных путей утверждение федерализма, проследить диалектику тенденций к укреплению национального единства и децентрализации, которые лежат в основе развития федеративных отношений.

Следует дать краткий обзор федеративных государств, а также выразить отношеие к имеющимся в литературе точкам зрения относительно правомерности понятия моделей федерализма.

Второй и третий вопросы касаются двух североамериканских федераций – США и Канады. Они рассматриваются отдельно, поскольку каждая имеет свою специфику, несмотря на сходство возникновения североамериканских поселений.

Следует уделить внимание борьбе вокруг понимания юридической природы федерации, развернувшейся в США между сторонниками конфедерации и   централистами. Представляет интерес сопоставление исторического процесса собирания земель вокруг единого центра в США, Канаде и России.

При рассмотрении германской модели федерализма, которую именуют кооперативной, желательно сосредоточить внимание на исторических особенностях развития немецкой нации, преодолении ею последствий тоталитарного режима и издании демократического, социального государства. Следует обратить внимание на порядок принятия основных законов федерации и ее субъектов.

Азиатские модели федерализма представлены на семинаре Индийским Союзом, имеющим целый ряд уникальных особенностей: во-первых, своеобразие административно-территориального деления; во-вторых, наследие колониального прошлого; в-третьих, конституционно-правовой статус субъектов федерации; в-четвертых, влияние противоборства основных политических партий; в-пятых, культура и менталитет.

Следует остановиться на индийской судебной системе, ее роли в сохранении единства государства, а также на правовых механизмах укрепления целостности федерации и преодоления сепаратизма.

Федерализм в странах Латинской Америки, имеющий много общих черт, следует рассмотривать по блокам проблем, которыми сопровождалось его становление и развитие. Важно выяснить сущность политических процессов, которые привели однородные по этническому происхождению народы не к единому федеративному государству, как в североамериканских федерациях, а к множеству государств с различной формой территориального устройства.

Необходимо обратить внимание на такие особенности федераций в Латинской Америке, как компромиссный характер федерализма, наличие сепаратистско-анархических тенденций, доминирующая роль федерального центра, слабость правовых механизмов, отсутствие национального согласия, гипертрофированная роль вооруженных сил в политической жизни, высокий уровень социальных противоречий и люмпенизации населения, медленное становление внутреннего рынка. В заключении необходимо отметить особенности формирования правовых систем латиноамериканских федераций и их успехи в области демократических преобразований.

Последний вопрос посвящен рассмотрению исторических судеб федерализма в странах бывшей социалистической системы. За основу взята Югославия, во многом повторившая опыт СССР. Следует обосновать причину уязвимости федеративных государств, созданных по национальному признаку, показать динамику развития деструктивных процессов как в Югославии, так и в других бывших социалистических федерациях.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1994.

2.   Аболин О. Ю. Всемирный и европейский федерализм. Вероят­ные перспективы // Политические исследования. 1994. № 5.

3.   Басу Д.Д. Основы конституционного права Индии. М.: Про­гресс. 1986.

4.   Государственное право Германии. Т. 1. М.: ИГиП РАН. 1994.

5.   Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М.: РАН. Институт социологии. 1994.

6.   Елазар Д. Сравнительный федерализм // Политические исследования. 1995. № 5.

7.   Карапетян Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критич. обзор некоторых публ.) // Государство и право. 1996. № 12.

8.   Калина В.Ф. Национальные модели федерализма и особенности их становленияя / Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2.

9.   Князев Ю. Трагическая судьба Югославии предупреждает // Федерализм. 1996. № 3.

10.Корявин Л. Американский федерализм // Российская Федера­ция. 1995. № 17.

11.Лебедева Э. Опыт федерализма в Третьем мире и Россия // МЭ и МО. 1995. № 2.

12.Сиджански Д. Федералистское будущее Европы: От Европейского сообщества до Европейского союза. М.: 1998.

13.Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс. 1992.

14.Федерализм. Энциклопедический словарь. М.: Инфра. 1997.

15.Федералист: полит. эссе А. Гамильтона, Д. Мздисона, Дж. Джея. М., 1993.

16.Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнитель­ный анализ // Государство и право. 1994. № 8-9.

Тема 4. Мировой опыт разрешения ключевых проблем становления федеративных отношений.

Вопросы для обсуждения:

1.   Проблемы суверенитета.

2.   Разграничение предметов ведения и полномочий.

3.   Становление правовой системы федеративных государств.

4.   Правовое обеспечение целостности федеративного государства.

Темы докладов и рефератов:

1.   Идейная борьба относительно правовой природы федеративного государства в период образования США.

2.   Выравнивание уровня экономического развития регионов.

3.   Институт федеральной интервенции и его роль в сохранении целостности федеративного государства.

При всей уникальности федераций, у них возникает ряд проблем общего характера. Особо следует выделить: проблему суверенитета; определение предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов; создание механизма поддержания баланса интересов внутри федерации; обеспечение условий для экономического выравнивания регионов и условий жизни людей; создание единой правовой системы федеративного государства и механизма реализации права; сохранения целостности союзного государства. В зависимости от национальных особенностей острота этих проблем различна. На данном и последующих занятиях эти проблемы будут изучены.

При рассмотрении первого вопроса необходимо прежде всего уяснить понятие суверенитета, а также напомнить то, что уже было изучено на предыдущих занятиях.

Второй вопрос посвящен центральной проблеме федерализма — распределению предметов ведения и полномочий. Следует уяснить, как в конституциях современных федераций решается данная проблема, что представляют собой исключительные полномочия, делегирование полномочий, остаточные полномочия, подразумеваемые полномочия, совместные полномочия, конкурирующая компетенция, параллельная компетенция, естественное наложение юрисдикций.

Следует уяснить разницу между разграничением предметов ведения между федерацией и ее субъектами и разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также рассмотреть мировой опыт правовых гарантии разграничения предметов ведения и полномочий.

Третий вопрос посвящен становлению и функционированию правовых систем федеративных государств. Значительную роль в этом играют субъекты федерации. Следует обратиться к опыту США, Канады, Германии, Швейцарии и других стран.

Правовой системе США следует уделить особое внимание, поскольку она явилась образцом для многих федераций. Представляет интерес соотношение федеральной конституции и конституций штатов, содержание, структура и порядок их изменения.

Четвертый вопрос очень актуален, поскольку имеет прямое отношение к нашей недавней истории и процессам, идущим в Российской Федерации. В нем следует рассмотреть меры политического и правового характера, которые предпринимаются в мировой практике с целью сохранения целостности и политической стабильности федеративного государства, поддержания баланса интересов, своевременного и эффективного разрешения споров и конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М., 1994.

2. Дымов Д.Е. Конституционные гарантии целостности федера­ции в зарубежных странах. М., 1996.

3. Калина В.Ф. Общие проблемы развития федеративных отношений и международный опыт их разрешения / Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5.

4.  Ковачев Д.А., Дымов Д.Е. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в зарубежных странах. М.: ИНИОН РАН. 1995.

5. Разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъ­ектами в зарубежных странах. // Отв. ред. Д. А. Ковачев. М.: ИНИ­ОН РАН. 1995.

6.  Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс. 1992.

7. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона, Дж. Джея. М., 1993.

8. Федерация в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1993.

9. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный ана­лиз. М., 1995.

10. Чобан А. А. Государственный суверенитет (теоретико-право­вые аспекты). М., 1993.

11.  Югославия в огне. Документы, факты, комментарии. М., 1992.

Тема 5. Особенности становления российского федерализма.

Вопросы для обсуждения:

1.  Федерализм и унитаризм в исторической судьбе России.

2.  Советский федерализм. Причины распада системы.

3. Переход России к подлинному федерализму.

Темы докладов и рефератов:

1.   Федеративные начала в Древней Руси.

2.   Идеи федерализма у декабристов.

3.   Федералистские идеи российского анархизма.

4.   Марксизм и его последователи о федерализме.

5.    Представители российской школы государственного права о федерализме.

6.   Особенности советского федерализма и причины распада СССР.

7.   Перспективы российского федерализма.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с выяснения двух тенденций в историческом развитии Руси — стремления княжеств к самостоятельности и стремления центра создать единое государство, а также причин успеха последней.        Интерес к проблеме федерализации возникает в России в начале XIX в. Предметом обсуждения на семинаре должны стать проекты декабристов о федеративном устройстве Российского государства, взгляды известных анархистов, А. Герцена, а также левых радикалов. Следует обосновать как утопизм этих проектов, так и наличие в них рационального начала.

Для понимания сущности федерализма советского периода нужно обратиться к работам основоположников марксизма-ленинизма, а также к статьям и запискам И.В. Сталина и других партийных руководителей, решениям партийных съездов, съездов Советов, конституциям и другим документам. Следует внимательно изучить весь ход подготовки к образованию СССР.

Особенно важно вскрыть характер СССР как формы государства, соединяющего унитарное, конфедеративное и федеративное начала, скрепляемого всепроникащим влиянием партии, что при отсутствии механизма сохранения государственного единства явилось  одной из главных причин его распада.

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с анализа внутриполитической обстановки в России после провала попытки ГКЧП реставрировать советскую политическую систему. Необходимо вскрыть подлинные причины «парада суверенитетов» и показать возможные варианты развития политических событий, вызванных нарастанием сепаратистских и центробежных тенденций.

Необходимо разобраться в положениях Федеративного договора и новой Конституции Российской Федерации, которая законодательно закрепила основные положения федеративного устройства России. Вместе с тем нельзя обойти и те положения Конституции, которые сформировались под влиянием компромисса и в настоящее время сдерживающим фактором дальнейшего развития федерализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3-х книгах. М.: Республика. 1992-1993.

2. Валентей С.Д. Проблемы отечественного федерализма. // Федерализм. № 2.

3. Калина В.Ф. Принципы федерализма на российской почве / Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.

4. Калина В.Ф. Особенности становления российского федерализма / Социально-гуманитарные знания. 1999. № 3.

6. Иванченко Л, Легостаев А. Ассоциации экономического взаимодействия защищают интересы Российской Федерации. // Федерализм. 1997. № 4.

7.  Карр Э. История Советской России. М., 1990.

8.  Костомаров Н.И. Мысли о федеративном начале в Древней Руси // Федерализм. 1996. № 4.

9. Лухтерхандт Отто. Интеграция или разделение. Распад «великой Российской империи?» // Федерализм. 1997. № 2.

10. Митрохин С.С. Модели федерализма для России. В поисках альтернативы хаосу и распаду. // Федерализм. 1997. № 1.

11. Нестеров Л.И. Россия на рубеже XX — XXI веков. // Федерализм. 1997. № 3.

12. Нольде Б. Э. Очерки русского государственного права. СПб., 1911.

13. Пустогаров В. В. Российский федерализм — сегодня и завтра // Международная жизнь. 1994. № 3.

14. Развитие федеративных отношений в России: проблемы и перспективы // Федерализм. 1997. № 1.

15. Смирнягин Л.В. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. М., 1998.

16. Федеративное устройство России: история и современность. Сбор­ник обзоров и статей / Ред. Н. А. Михалева, Е. В. Алферова. М., 1995.

17. Ященко А.С. Русский федерализм. // Федерализм. 1996. № 1.

Тема 6. Правовое обеспечение развития российского федерализма на современном этапе.

Вопросы для обсуждения:

1.   Конституционные принципы российского федерализма.

2.   Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

3.   Разграничение предметов ведения и полномочий в системе российского федерализма и проблемы его правового регулирования.

4.   Юридическая природа договорных процессов между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5.   Проблемы становления правовой системы Российской Федерации и преодоления противоречий между федеральным и региональным законодательствами.

6.   Обеспечение государственной целостности Российской Федерации.

Доклады и рефераты:

1.   Современный российский федерализм: достижения и просчеты.

2.   Роль российских регионов в экономическом и политическом развитии страны.

3.   Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации.

4.   Проблема несоответствия регионального законодательства федеральному законодательству и пути ее разрешения.

5.   Региональные этнические конфликты, пути их преупреждения и разрешения.

 Рассмотрение первого вопроса следует начать с определения характера Российской Федерации как единого, федеративного, демократического, правового государства, обладающего государственным суверенитетом и территориальной целостностью.

Далее нужно перечислить основные принципы, на которых строится Российская Федерация: принцип равноправия и самоопределения народов, принцип субсидиарности как гарантия защиты демократических устоев общества, обеспечения прав и свобод личности в федеративном государстве, принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принцип единства системы государственной власти, принцип координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, принцип единства системы органов государственной власти, принцип приоритета федерального законодательства перед законодательством субъектов Российской Федерации, принцип единства системы судебной власти.

Второй вопрос посвящен рассмотрению конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, организации власти и управления в субъектах Российской Федерации, а также правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации.

Следует охарактеризовать субъекты Российской Федерации с точки зрения их экономических, политических, географических, этнических, социально-культурных и других параметров. Поскольку российские регионы делятся по экономическому потенциалу на доноров и реципиентов, а среди последних имеются еще и депрессивные территории, то важно обратить внимание на те меры, которые необходимо осуществить для подъема  экономического потенциала этих регионов.

Определяя понятие статуса субъекта федерации, следует дать историческое обоснование разнообразия этих статусов, юридическое и фактическое их состояние, а также возможные пути решения проблемы изменения статуса субъекта Российской Федерации и приема в ее состав новых членов.

Разграничению предметов ведения и полномочий в системе российского федерализма и проблемам его правового регулирования посвящен третий вопрос семинарского занятия. Прежде всего, необходимо дать понятие предмета ведения и провести сравнительный анализ решения данной  проблемы у нас и за рубежом. Следует специально остановиться на понятиях «совместное ведение», «совместная компетенция», «полномочия Российской Федерации».

Необходимо обратить внимание на проблему разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на источники формально-правового его обеспечения, а также способы юридического оформления передачи органами исполнительной власти федерального и регионального уровней друг другу по взаимному соглашению осуществления части своих полномочий.

Четвертый вопрос касается юридической природы договорных процессов между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Стоит проследить этапы договорного процесса в Российской Федерации, показать стабилизирующее значение для сохранения целостности России в период «парада суверенитетов» договоров первого этапа, охарактеризовать  содержание договоров и соглашений второго этапа, показать их влияние на развитие федеративных отношений.

Необходимо остановиться на проблеме приведения ряда положений договоров и соглашений в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Раскрывая пятый вопрос, следует показать характер и объем правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, трудности регионального правотворчества, перспективы развития единой взаимоувязанной нормативной системы Российской Федерации, обратив внимание на требование соответствия правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.

 Одной из самых актуальных проблем является обеспечение гарантий государственной целостности Российской Федерации.

Необходимо рассмотреть понятие государственной целостности, ее правовую основу и принципы, пути предупреждения споров и разногласий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между органами власти всех уровней, юридические способы разрешения конфликтных ситуаций, механизмы обеспечения государственной целостности страны, гарантии исполнения требований федеральной Конституции, федеральных законов, решений судебных органов Российской Федерации, применение санкций.

ЛИТЕРАТУРА

1.Авакьян С. А. О статусе субъекта Российской Федерации // Конституционный вестник. 1994. № 1 (17).

2.Белкин А. А. О некоторых вопросах разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном устройстве // Право и жизнь. 1996. № 19.

3.Болтенкова Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные противоречия // Федерализм. 1996. № 1.

4.Валентей С.Д. Проблемы отечественного федерализма // Фе­дерализм. 1997. № 2.

5.Гаджиев Г.А. Разграничение предметов ведения и полномочий в экономической сфере: юридико-технический аспект // Федерализм. 1998. № 1 (9).

6.Договорные формы и принципы федеративных отношений в России. По материалам научно-практической конференции в Институ­те законодательства и сравнительного правоведения при Правительст­ве Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 2; 1998. № 3.

7.Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Фе­дерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник МГУ. Сер. II. Пра­во. 1994. № 3-4.

8.Иванченко Л.А., Калина В.Ф. Актуальные проблемы российского федерализма и их отражение в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 1999. № 11.

9.Лысенко В.Н. От Татарстана до Чечни (становление нового российского федерализма). М.: ИСП. 1995.

10.Лысенко В.Н. Развитие федеративных отношений в современ­ной России. М., 1995.

11.Михалева Н.А. Координация правотворчества в Российской Федерации. М.: ИНИОН РАН. 1996.

12.Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма // Право и жизнь. 1994. № 6.

13.Ржевский Б.А., Киселева А.В. Субъекты Российской Федера­ции: типология и конституционные основы организации // Государство и право. 1994. № 10.

14.Тавадов Г.Т. Конституционные принципы российского феде­рализма // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

15.Умнова И.А. Современная российская модель разделения вла­сти между федерацией и ее субъектами (Актуальные правовые пробле­мы). М., 1996.

16.Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.

17.Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. М.: Институт государства и права. 1995.

18.Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равно­правие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государ­ство и право. 1995. № 3.

Источник: В.Ф. Калина — РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

С этой статьей читают:

Категория: Федерализм