9:34 дп - Пятница Декабрь 14, 2018

Доклад на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям

Автор | 23.10.2013
Sokolov_facebook

Александр Соколов:

Вчера в Уфе не удалось зачитать доклад в том виде, что он был подготовлен. Это и к лучшему.
Вместе с тем публикую его текст.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
А.В. Соколова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям на тему: «Об организации управления, правовом и кадровом обеспечении государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации»
г. Уфа, 22 октября 2013 г.
Нац.совет.уфаУважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Российское государство изначально формировалось как уникальное сообщество представителей разных этнических общностей, исповедующих различные религии. Согласие между представителями разных народов и конфессий является одним из важнейших условий существования и стабильного развития нашего государства, важнейшим фактором национальной безопасности.
При этом люди сталкиваются с проблемами межкультурного общения не на макроуровне государства, нации, а в конкретном месте своего проживания — городе, поселке, районе, на рынке, в метро, около своего дома. А это зона ответственности региональных и муниципальных органов власти.
В наш Совет от всех исполнительных органов власти регионов поступили материалы, которые отражают опыт в области управления межнациональными отношениями.
Обобщая их, можно сделать следующие выводы.
На уровне субъектов Российской Федерации ведется работа по законодательному и организационному обеспечению национальной политики.
Однако в структуре региональных органов исполнительной власти далеко не везде созданы соответствующие подразделения и консультативные совещательные органы по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Только ряд регионов имеет свои программы по межнациональной политике.
Следует отметить, что внимание регионов к теме межнациональных отношений резко повысилось в связи широким обсуждением и Принятием Стратегии государственной национальной политики. Она послужила серьезным катализатором в организации работы на местах. Но мы только в начале пути.
Я не буду утомлять присутствующих перечислениями фактов этой работы, они есть в справочных материалах.
Хочу лишь отметить, что региональные структуры в этой сфере очень разные, разный уровень их кадрового, ресурсного обеспечения. Разное понимание и задач, которые перед ними стоят.
Лучше всего обстоит дело с обеспечением сохранения национальных языков, объектов культурно-исторического наследия, народных промыслов и ремёсел, развития этнокультуры. Этот уровень понимания проблемы соответствовал 90-м, началу 2000-х годов.
Хуже с работой по формированию национальной российской общности, предотвращением и урегулированием конфликтов, адаптацией мигрантов.
Сегодня же условия нарастающей глобализации и рост социально-экономической диспропорции мегаполисов и «окраин» объективно стимулируют внутреннюю и внешнюю миграцию, меняют привычный этнический состав населения. И этот процесс будет только нарастать. Эти изменения воспринимаются населением крайне обостренно, часто, как угрозы. При этом региональные органы власти зачастую не могут предложить оперативного разрешения существующих проблем, их работа не носит предупреждающего характера, а является реакцией на происходящие события. Население, зачастую, не воспринимает органы государственной власти и правоохранительную систему как институты, способные их защитить.
Это важнейший современный вызов для нашего общества, и мы должны дать на него ответ соответствующими действиями — изменениями в сфере управления — структурными и в подготовке кадров для этой работы, на уровне законодательного и ресурсного обеспечения этой политики, создания условий для активизации структур гражданского общества в деле формирования единой российской нации.
Все правильные слова по этому поводу уже сказаны.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас, Владимир Владимирович за Ваши предвыборные статьи по межнациональным вопросам и о евразийской интеграции. Они были электорально не выигрышными, но характеризовали вас именно как Государственного деятеля, защитника интересов России, как великой державы. Спасибо и за позицию о нецелесообразности введения виз для стран СНГ. Тем более визы ничего не решают, а лишь способствуют потере связей с миллионами наших соотечественников и вытеснению России на постсоветском пространстве нашими конкурентами. Заметьте, что если год назад главным вопросом межнациональных отношений был Кавказ, то сейчас сформирован новый образ врага — таджикский строитель и узбекский дворник. Случайно ли это совпало с Вашей статьей об евразийской интеграции и эмоциональным ответом на нее госпожи Клинтон — «мы не дадим России возродить СССР»? Думаю не случайно. Для регулирования въезда в страну достаточно меры, которая Вами уже объявлена — загранпаспорта.
Итак, о правильных делах:
Во-первых. И у органов власти на местах должно быть достаточно полномочий и ресурсов, чтобы поддерживать межнациональное согласие. Подписанный Вами, Владимир Владимирович, закон о наделении региональных и местных органов власти дополнительными полномочиями в сфере межнациональных отношений очень своевременный. Это означает повышение ответственности их должностных лиц, но требует внесения соответствующих изменений в законодательство субъектов Российской Федерации. Напомню, что законопроект был подготовлен и внесен в Государственную Думу членами нашего Совета в соответствии с Вашим поручением по итогам заседания Совета в Саранске.
Надо отметить, что законодательное обеспечение в России в данной сфере находится на приемлемом уровне.
У нас есть уже дорогостоящий компьютер, только мы на нем все в тетрис играем.
Поэтому надо научить людей пользоваться имеющимися инструментами.
Как показывает опыт, на уровне регионов и муниципальных образований не всегда удаётся обеспечить подготовку квалифицированных специалистов нужного качества.
Есть просто вопиющие случаи невежества. Неоднократно слышу вопрос «А с Дагестаном у нас безвизовое?», а задержание в С-Петербурге гражданина России с паспортом, выданным в Тыве? Полицейские не знали о таком субъекте РФ.
Одним из решений может стать расширение курсов по подготовке и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в области межнациональных отношений. Мы предлагаем в течение 2014-2015 годов организовать такие курсы для 2500 специалистов регионального и муниципального уровня.
Аналогичная программа должна быть принята в МВД, возможно необходима программа повышения квалификации для журналистов. Однозначно нужны спецкурсы в базовом образовании для будущих госслужащих, работников силовых структур и журналистов. Думаю, есть необходимость и для подготовки специалистов по специальности «этнополитика» на базе МГУ, СПГУ и федеральных университетов.
Кроме того, считаем правильным проведение еще до конца текущего года на федеральном уровне семинара-совещания заместителей глав регионов, ответственных за сферу межнациональных отношений, на котором поставить задачи и определить обязательные направления совместной работы.
При этом координация работы регионов не может ограничиваться лишь совещаниями. Она должна происходить постоянно. Мне кажется, что эта задача по плечу именно президентским структурам. В этой связи приведу пример Приволжского федерального округа, где в соответствии с Вашим поручением сейчас создается окружная система координации реализации государственной этноконфессиональной политики, сформирован окружной экспертный центр, создается система оперативного реагирования на конфликтные ситуации.
Это не снимает ответственности с федеральных органов исполнительной власти. Мне кажется, что тема межнациональных отношений, несмотря на принятие федеральной целевой программы, сейчас недостаточно организационно оформлена. Она должна стать приоритетной в Министерстве регионального развития наравне, а может и более, чем ЖКХ и строительство. Формирование гражданской нации должно стать обязательным направлением работы и Минкультуры, и Минобрнауки, и Росмолодежи.
Теперь о роли институтов гражданского общества в системе межнациональных отношений. Многие чиновники на местах недопонимают важности этой роли.
Нацию составляют граждане, а не население. Население же постоянно ищет опору в родственных, клановых, этнических общностях. Гражданин — член общества, умеющий пользоваться правами по участию в реальном управлении своей жизнью, жизнью своего поселения, города, региона.
Отсюда вывод о необходимости системной поддержки социальных практик региональной властью: участия в деятельности общественных объединений и гражданских инициатив, организация участия граждан в системе общественного контроля, общественные дискуссии и коллективное принятие решений по актуальной для страны повестке дня.
Особенно это касается молодежи и ее организаций. В ФЦП нашло отражение — молодежное направление. Лагеря «Патриот» и «Диалог», «Многонациональная Россия». Владимир Владимирович, нужен Ваш сигнал для молодого поколения в обозначении значимости этой работы. Посетите одно из этих событий.
Кроме того для детей и молодежи нужны специальные региональные программы по знакомству с Родиной. Каждый молодой человек должен побывать в Москве, Санкт-Петербурге, на Кавказе, Урале и Сибири.
Нужны и специальные стимулирующие меры для общественных институтов в сфере формирования российской нации.
Мы поддерживаем инициативу учреждения ежегодной премии «За вклад в укрепление единства российской нации» для работников культуры, науки и образования, общественных и государственных деятелей.
Ещё одним важным решением может стать создание фонда «Российская нация», который бы содействовал поиску и продвижению лучших практик в области формирования культуры межнациональных отношений, сплочения наших граждан на основе российского национального единства.

Источник: личная страница Александра Соколова в Facebook

С этой статьей читают:

Категория: Публицистика, Статьи, блоги